Как Рудольф Гесс помог Гитлеру стать фюрером

Как Рудольф Гесс помог Гитлеру стать фюрером
Гитлер и Гесс, фото из открытых источников

В 1922 году Рудольф Гесс принял участив в конкурсе на тему «Каким должен быть человек, который снова приведет Германию в величию?», послав в комиссию работу, посвященную Адольфу Гитлеру. Когда спустя многие годы английские психиатры осмотрели плененного Рудольфа Гесса, они единогласно поставили заместителю фюрера диагноз «инфантилизм»

Но это будет потом, а пока одной из главных задач нацистов было увеличение численности их партии. Рудольф Гесс весьма преуспел в этом деле, ведя агитацию среди студентов и профессуры: в 1921 году 20,4 процента членов НСДАП принадлежали именно к этой социальной группе. Кроме того, Гесс как мог помогал Гитлеру наладить связи с сильными мира сего.

Чтобы понять, что происходило в Германии в 20-х годах, необходимо учитывать национальные особенности немецкого народа. Для большинства немцев поражение в войне было настоящим шоком, что нашло свое отражение в теории «удара ножом в спину» быстро завоевавшей популярность. Действительно, гораздо удобнее и приятнее было объяснять причины развал империи и последовавшего за ним национального унижения наличием врагов внутри государства, которые нанесли удар в спину тогда, когда доблестные германские войска были так близки к победе.

По иронии судьбы, первым, кто предположил наличие «внутренней измены» был английский генерал Малькольм, высказавший данную идею в беседе с Людендорфом. Широкие массы были недовольны унизительными условиями Версальского договора, который грубо попирал из национальное достоинство. Германия и ее союзники были объявлены единственными виновниками войны. Франция, выигравшая войну во многом благодаря Англии и России, теперь претендовала на доминирующую роль в континентальной Европе, пытаясь смести немцев до положения нации второго сорта. Политика «боши платят за все» достигла своего апофеоза в 1923 году, вылившись в оккупацию французскими войсками Рурской области. Все это больно било по развитому самосознанию немецкого народа.

«Германия лежит между Западом и Востоком. Она не должна слиться ни с тем, ни с другим»,

- эти слова, принадлежавшие генералу фон Секту, довольно точно отражали одну из главных особенностей германского менталитета. Немцы никогда не отождествляли себя с остальными западноевропейскими народами, подчеркивая свою особую систему ценностей, отличную от английской и французской. Но, после установления демократической республики все эти различия начали нивелироваться, что также вызывало недовольство. Немецкий журналист Иоахим Фест так описывал состояние немецкого послевоенного общества:

«Страстное, принципиальное неприятие «этой системы» вытекало именно из нежелания оказаться в составе ненавистной «империи цивилизации» со всеми ее правами человека, демагогией насчет прогресса и страстью просвещать, с ее тривиальностью, испорченностью и тупыми апофеозами благосостояния. Немецкие же идеалы верности, божьего милосердия, любви к отечеству оказались безжалостно выкорчеванными в бурях революционных и послереволюционных времен, а на их место пришли демократия, движение нудистов, безудержный натурализм и товарищеский брак».

Кроме всего этого, ведущую роль с формировании социальных ориентиров немецкого общества в начале 20-х годов, особенно среди его средних и высших слоев, играл «великий страх» перед красной революцией. В результате Ноябрьской революции 1918 года монархически настроенная аристократия и генералитет оказались отстраненными от власти. Обе эти группы были заинтересованы в как в возрождении «власти твердой руки», а следовательно и сильной армии, так и в восстановлении политических и экономических позиций Германии в мире. Гитлер пообещал им удовлетворить оба эти требования.

В немецком послевоенном обществе достаточно велика была прослойка так называемого «потерянного поколения», т.е. фронтовиков, к которым принадлежал и Рудольф Гесс. Вернувшись домой, они обнаружили, что им нет достойного места в мирной жизни. Эти молодые люди, обладавшие таким жизненным опытом, которого не было и не могло быть у поколения их родителей, не успели до войны получить какую-либо профессиональную подготовку. Никаких перспектив, кроме стояния в очередях за миской бесплатного супа, у них не было. Но, мириться с таким положением вещей они не собирались.

Конечно, самому Рудольф Гессу биржа руда не грозила, поскольку его отец по-прежнему обладал значительным состоянием, и семейный бизнес процветал. Однако Гесс был фанатиком идеи национального возрождения. Он сразу разглядел в Адольфе Гитлере человека, способного воплотить мечту о новой германском рейхе в жизнь.

К мюнхенскому путчу Рудольф Гесс командовал отрядом СА в несколько сотен человек, целиком состоявший из мюнхенских студентов. 8 ноября 1923 года во время выступления Гитлера в пивной Бюргербройкеллер, Гесс стоял на трибуне справа от фюрера. Затем он арестовал двух баварских министров, сельского хозяйства и внутренних дел, под охраной своих людей вывез их из Мюнхена и спрятал на одной из загородных вилл. Гитлер планировал использовать министров в качестве заложников. Однако, путч провалился и Гесс бежал в Австрию.

Весной 1924 года Рудольф Гесс добровольно вернулся в Германию, предстал перед судом и был помещен в крепость Ландсберг к Гитлеру.

Во время заключения в тюрьме Гесс смог постепенно оттеснить от фюрера всех его прежних приближенных, в частности личного секретаря и шофера Гитлера Эмиля Мориса, и на время почти полностью подчинить его своему идейному влиянию. В свою очередь, в тюрьме Гесса периодически посещал Карл Хаусхофер, который обсуждал со своим учеником текст будущей «Майн Кампф» и снабжал Гитлера литературой по истории и геополитике. Позднее, пытаясь спасти Гесса от петли в Нюрнберге, профессор отрицал, что его идеи оказывали какое-либо значимое влияние на Гитлера. На следствии он показал:

-- Вам не кажется, что Гесс в значительной мере повлиял на Гитлера?
-- Об этих вещах Гитлер знал так же мало, как и Гесс. У меня сложилось впечатление, и я полностью убежден, что Гитлер так и не понимал их до конца. У него не было достаточно кругозора, чтобы понять их.
-- Но Гитлер, будучи человеком необразованным, много распространялся на такие темы, как «жизненное пространство» и «геополитика». Не кажется ли вам, что эти идеи он позаимствовал у Гесса?
-- Да, эти идеи Гитлер почерпнул у Гесса, но он никогда по-настоящему не понимал их и никогда не знакомился с ними из первоисточников. Подобные книги он не читал.
-- Вы с Гитлером когда-либо разговаривали?
-- Очень редко. Видите ли, в Ландсберг я приходил к Гессу, поскольку он был моим учеником. Не разрешалось посещать более одного заключенного, а я был заинтересован только во встречах с Гессом.
-- Разве не правда, что Гесс помогал Гитлеру писать «Майн Кампф»?
-- Насколько мне известно, Гесс действительно продиктовал для этой книги много глав.
-- Тогда, правильно ли я вас понял: вы обсуждали эти вопросы с Гессом, затем Гесс обсуждал их с Гитлером и так получилась книга?
-- В тех случаях, когда я видел, что ни у Гесса, ни у Гитлера нет никаких представлений в области географии, я приходил к Гессу и старался объяснить ему основы книги Ратцеля по политической географии.

Так или иначе, перу Гесса принадлежит большая часть «Майн Кампф». Правда, университетское его образование не сделало творение Гитлера яснее и понятнее – по подсчетам одного немецкого исследователя текст «Моей Борьбы» содержит более 164000 синтаксических ошибок!


Следующее: «Крокодил» – 1946. Карикатуры.

Предыдущее: Интересные факты о первых плавучих монстрах



Поделиться!