Конармейская тачанка — легенда Гражданской войны

В годы Гражданской войны, случившейся после революции 1917 года, между сторонниками и противниками советской власти разгорелись жаркие схватки. Главенствующее значение на полях сражений приобрела кавалерия.

В условиях растянутой линии фронта и постоянно переходящих из рук в руки ключевых стратегических точек залогом победы, или, по крайней мере, выживания, стала максимальная мобильность. Огневую мощь скоротечных столкновений обеспечила боевая колесница начала ХХ века — пулеметная тачанка.

Конармейская тачанка — легенда Гражданской войны
М. Греков. Тачанка (Выезд на позиции)

Почему тачанка

Есть несколько версий появления столь необычного названия. Например, от простонародной украинской классификации рессорных телег — «нетычанки» (поскольку оси не «втыкались» в раму кузова), приставка «не» со временем утратилась. Также не исключено, что название родилось от «тавричанки» — повозки, популярной в Таврии, или даже от легкой польской брички «najtyczanka».



Конармейская тачанка — легенда Гражданской войны
Реставрированная тачанка в Государственном военно-техническом музее

От телеги к тачанке

Кому именно пришла идея собрать тачанку в своем классическом виде, а именно на скоростной подрессоренной повозке, модифицированной под установку пулемета, доподлинно неизвестно.

Конные повозки для транспортировки «Максимов» использовались еще во время Первой мировой войны, что неудивительно — пулемет образца 1910 года вместе с охлаждающей жидкостью и станком весил около 70 килограммов, не считая боеприпасов.

Однако пулеметная повозка периода царской России, предназначенная лишь для транспортировки вооружения на линию фронта, принципиально отличалась от знаменитой тачанки. Простая двуколка из-за особенностей конструкции не могла похвастаться ни скоростью, ни мягкостью хода. Тачанка же обладала и тем, и другим.

Дешёвая, вездеходная, эффективная

Кроме конных повозок в начале ХХ века в армии Российской империи уже существовали вооруженные пулеметами бронеавтомобили или попросту броневики. Эти машины были достаточно капризны в эксплуатации, требовали регулярного технического обслуживания и заправки горючим, а также пасовали перед бездорожьем.

Тачанка же превосходила броневики дешевизной, легкостью ремонта и проходимостью. Так «республика на тачанках» знаменитого батьки Махно запросто преодолевала по проселочной хляби до 100 километров в день.

Конармейская тачанка — легенда Гражданской войны
С. Корольков. Батька Махно

Тачанка, достигшая пика популярности в годы Гражданской войны, стала неотъемлемой частью мобильных конных армий, потому что была приспособлена двигаться быстро и преодолевать значительные расстояния. В конструкции применялись рессорные повозки, подвеска которых неплохо выдерживала ухабистые проселочные дороги и к тому же была достаточно мягкой для стрельбы на ходу.

Конармейская тачанка — легенда Гражданской войны
Кадр из к/ф «Чапаев»

Рессоры сглаживали ухабы дорог, и капризный «Максим», плохо переносящий тряску (расшатывались оси, поэтому при стрельбе пулемёт терял точность), оставался целым и полностью пригодным к использованию.



В бою

Пулеметная повозка на марше почти не отставала от конницы, могла перевозить кроме экипажа дополнительных бойцов, а при необходимости легко превращалась в передвижную огневую точку. В бою тачанки, как правило, старались зайти во фланг противостоящему противнику, чтобы помешать ему совершить обходной маневр, а по возможности и уничтожить неприятеля перекрестным огнем.

Конармейская тачанка — легенда Гражданской войны
М. Греков. Бой при Егорлыкской

Обслуживали боевую колесницу три бойца: возница, пулеметчик и помощник-заряжающий.

Вопреки распространенному заблуждению, огонь с ходу велся, как правило, в исключительных случаях: при отступлении или если другого выхода просто не было. Тачанка представляла собой довольно крупную и удобную мишень для вражеских стрелков, а особенно артиллерии, поэтому пулеметный расчет, не доезжая до линии огня, снимал оружие с повозки, занимая удобную и защищенную позицию. В противном случае, почти неминуемая гибель лошадей лишала огневую точку главного преимущества — мобильности.

Конец эры тачанок

Пулеметные повозки успешно применялись Красной армией и после Гражданской войны, оставаясь в некоторых кавалерийских частях вплоть до окончания Великой Отечественной. Кроме того, тачанки были приняты на вооружение в Польше и участвовали в боях с гитлеровской Германией в 1939 году.

Конармейская тачанка — легенда Гражданской войны
Тачанка в польской армии

Фактически боевые колесницы прослужили до самой середины ХХ века, окончательно исчезнув лишь в связи с полным отказом от кавалерии.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Красные, белые и… зеленые — за что боролась третья сила Гражданской войны
Взятие Ростова — короткий триумф Белой гвардии







Следующее: Как фашисты подожгли рейхстаг и установили свою диктатуру в Германии

Предыдущее: Как моторист торпедный катер на руках из боя тащил



Поделиться!