Как была придумана расовая теория германских нацистов
Немецкий антрополог измеряет череп жителя Тибета, фото из открытых источников

Широко известно, что важнейшим постулатом человеконенавистнической национал-социалистической идеологии является учение о принадлежности немцев к высшей нордической (арийской) расе и вытекающем из этого расовом превосходстве над остальными народами. В 1849 году некто Карас в своей работе "Некролог столетия" писал, что поскольку различие способностей определяется расовыми особенностями, не все народы могут полноценно развиваться в духовной сфере. Через несколько лет, в 1852 году, появилась книга Винтерштайна "Предыстория немецкой нации", в которой автор, исходя из расовой теории, предрекал германскому племени мировое господство.

Но, основоположником "научного" расизма стал французский литератор и дипломат граф Жозеф-Артюр де Гобино. Его основным произведением является четырехтомный труд "Опыт о неравенстве человеческих рас." (1853, 1855 гг.)

Центральная проблема этой книги - причины упадка и гибели различных цивилизаций: главной из которых автор считал вырождение общества. Для Гобино главным субьектом исторического процесса выступает раса, которая определяет жизнедеятельность общественных институтов. Различные расы имеют различное происхождение и как следствие этого стоят на различных ступенях развития. Поскольку, по мнению Гобино, белая раса обладает самыми высокими умственными способностями, он помещал ее на верхней ступени иерархической лестницы.

А. де Гобино выделял два основных закона исторического развития: законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. Смешение рас он трактовал как фундаментальный процесс, который одновременно представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций и служит причиной их гибели из-за потери чистоты расы. Отмечая необходимость и неизбежность смешивания рас, Гобино ведущую роль в этом процессе отводил белой расе как содержащей жизненный элемент, без которого все остальные расы остаются неподвижны. Попутно он выделял 10 локальных цивилизаций, обязанных своим появлением представителям белой расы.

На перспективы развития западноевропейской цивилизации А. де Гобино смотрел крайне скептически и прочил ей скорую гибель:

"Вы миновали возраст юности, достигли возраста, близкого к старческой немощи. Правда, Ваша осень более полна сил, чем дряхлость остального мира; но все же - это осень, наступает зима... Разве говоря, что есть, и то, что будет, я сокращаю остаток Ваших дней ? Я не больший убийца, чем врач, говорящий, что смерть близка."

Следует отметить, что несмотря на расистский подход к рассмотрению всемирноисторического процесса, Гобино подвергал критике европоцентристские оценки других народов и отмечал, что европейская цивилизация ни в чем не превосходит предыдущие.

Как и философия Шопенгауэра, идеи Гобино остались невостребованными современниками. Известность и признание пришли к нему только после смерти и вначале не на родине, а в Германии. Еще в конце жизни А. де Гобино сблизился Вагнером, его произведения высоко оценил Ф. Ницше. В 1894 году Людвиг Шиман основал в Германи "Общество Гобино". Он же в 1897-1900 гг. впервые издал "Опыт" на немецком языке. Теоретики национал-социализма широко использовали это произведение для обоснования расового превосходства арийцев и необходимости поддержания "чистоты крови".

Несмотря на то, что Гобино не был обьявлен "народным мыслителем" как Чемберлен, специально подобранные отрывки из его работы в 30-х гг. публиковались в популярных анталогиях о расах и обязательных школьных учебниках нацистской Германии.