Не секрет, что подавляющее число детей и подростков проводят свободное время сидя в телефоне скрестив ноги, ломая осанку и разрушая нервные клетки головного мозга. Если быть точнее, то что касается телефонных игр, соц сетей и иже с ним, то мозг наоборот развивается, создаются многочисленные сети нейронных связей, посвященных играм, соцсетям, прокачкам, героям, донату и подобным вещам и твердо закрепляются в памяти. Но когда мозг развивается в этом направлении, страдают остальные сферы жизни, появляется зависимость как у наркомана или алкоголика, от которой не так легко избавиться, особенно в детском - подростковом возрасте, поскольку ребенку сложно приложить усилия для работы над собой, ведь его мир строится вокруг "хочу" и отсутствует "надо" и другие стопы. Многие конкретные советы психологов по поводу "поговорить", замотивировать, запретить, забрать чаще не работают либо работают на непродолжительный период времени.
С начала пандемии я столкнулся с этим напрямую и какое-то время даже не разговаривал с сыном потому что не знал, что делать, пытаясь запретить получались серьезные обиды. Пытаясь замотивировать толка не было, мотивационные действия выполнялись с трудом и иногда проваливались с треском, и чтобы успокоиться и порадоваться ребенку приходилось возвращаться в виртуальный мир, ведь только там он жил и получал радость. Показатели по учебе и физической подготовке начали падать, выполнить два отжимания от пола стало проблемой. На уроках спал, плохо себя чувствовал, почему? При нас с матерью играл только час-два, когда ему разрешали, вроде бы не так много, в школе телефоны забирают. И вот, однажды, проснувшись в 3 ночи по естественной нужде увидел в комнате ребенка слабое свечение света. Аккуратно заглянув понял - человек играет по ночам, потому что днем запрещают и не хватает времени выполнять те миссии, миллионы которых приготовили для детей разработчики, дабы пополнить банковский счет. В добавок человек попросил завести детскую карту "Тинькофф", по которой выполняя различные задания ему на счет поступали бы деньги от родителей. Это также вызвало интерес, поскольку деньги давали, ни в чем не отказывали, в школе и помимо учебы. Как оказалось, поговорив по душам, карта была нужна чтобы донатить в игре (покупать игровые ценности).
Точкой преткновения стал ответ ребенка на вопросы "Почему ты все время играешь и не ищешь себе интересов? Тебе не интересно жить, не интересен мир вокруг тебя? Интересен только твой телефон?" Я много раз пытался мягко подключать его к различным интересам и занятиям: и готовка и езда на машине, рыбалки и походы, спорт и прогулки, прививать хобби - ничего не цепляло. Ответ один - "Я не хочу. Я уроки сделал, хочу поиграть". Последней фразой на вопросы и рассуждения по поводу игр и телефона была "Ну убей меня, раз я такой и другим быть не могу". Парню 12 лет. Стало ясно что ни запретами, ни уговорами ни забираниями телефона и отключениями интернета ничего не добиться. Пошел процесс зависимости и формирования синоптических связей в мозгу относительно телефонов и игр. Это как обширная дельта реки, которая все сильнее заполнялась водой. Я понял, что нужно воздействовать глубже - на психологию и постараться помочь поменять интересы или хотя бы снизить интенсивность влияния виртуального мира.
С чего же начать? Благо помогло образование программиста и некие познания в сетевых и компьютерных технологиях, а также играх. Основная масса всех игр - сетевые, в кубики долго играть не интересно, играют в онлайн. Соцсети - тоже в интернете. Телефоны подключаются в домашних условиях к роутеру по протоколу вай-фай, мобильный интернет можно тоже либо не пополнять, либо ограничить. Сам смысл в том, что мы не отбираем возможность играть или сидеть в телефоне, а критически ограничиваем возможность это делать. Современные роутеры позволяют задавать настройки на конкретный аппарат вплоть до блокировки ай пи адреса с игрой или настолько критического ограничения скорости интернета по конкретному параметру (сайту, игре) или связи с интернет-адресом, что игра либо будет постоянно "вылетать", либо сильно тормозить, а картинки в инставайбере будут грузиться по пол часа.
Сделать это несложно. Современная графическая оболочка управления роутером и мобильным интернетом позволяет взрослому прочитав небольшие инструкции — это сделать. Согласно опыту, у ребенка и родителей, которые воспользовались этим советом замечены положительные изменения в сокращении игрового времени пользования гаджетами и соцсетями, ведь играть в тормозящую игру или по 5 минут ждать загрузки картинки или видео может настолько вывести из себя, что "бодаться" с таким телефоном становиться психически утомительно. Рано или поздно это приводит к тому, что ребенок уже сам не хочет этого делать и ищет альтернативное занятие. А наша задача как родителей в этих альтернативных занятиях помочь, заинтересовать - дать замену. Сыну понравилось ходить за грибами с родителями, начал кататься на скейтборде, чаще проводит время на природе с семьей, хотя ранее просился остаться дома (поближе к волшебному роутеру). В следующей части распишу подробно методы настройки оборудования и влияния на ребенка так, что плохо работающая соцсеть, лагающая игра, тормозящие видео быстро надоедят вашему ребенку, а также другие рабочие варианты для того, чтобы ваш ребенок меньше сушил мозги в телефоне, а занимался здоровым развитием человека.