Когда в 135 году император Адриан затеял строить семейную усыпальницу, он больше думал о классических (на тот момент) канонах погребального искусства, чем о необходимости защиты будущего праха своей родни. И потому мавзолей на возвышенности больше напоминал изукрашенный холм. Ведь в основе была архитектура этрусского тумулуса – подземной купольной гробницы. Естественно, что архаичная планировка не устраивала заказчика, и потому внутри насыпного холма имелся спиральный коридор. Посетители не сразу видели урны, а долго шли к ним, поднимаясь к сердцу этой рукотворной горы. Но при этом им казалось, что они все глубже опускаются под землю – такой вот изыск древних. Снаружи холм украшал лес статуй. Который, впрочем, как-то раз сменился на деревья. Но ненадолго.

После строительства мавзолея выяснилось, что точка, где он расположен, идеальна как ключевая позиция обороны. И потому ее стоит включить в систему городских укреплений. Плюс разные ребята, интересующиеся Вечным городом с позиции наживы, регулярно пытались проникнуть в гробницу, обещавшую щедрую добычу. И потому несколько поколений римских правителей укрепляли гробницу, постепенно превращая ее в крепость. Причем автономную.

Когда недобрые вестготы разграбили Рим, мимо семейного склепа императоров они пройти не смогли. И поскольку прах покойных правителей их мало интересовал, его просто вытряхнули. А вот все материальное, что имело ценность (всякие драгметаллы и камушки), они унесли. А статуи и прочую неудобную в транспортировке недвижимость попросту разрушили.

Как мавзолей римских императоров стал замком римских пап

Заброшенным укрепление пробыло примерно сотню лет. Но в конце VI столетия в Риме случилась серьезная эпидемия чумы, и даже побаивались, что это и есть предвещенный конец света. Но в 590 году папа увидел на вершине холма архангела Михаила, который убирал огненный меч в ножны. Это посчитали добрым знаком, означающим конец бедствия. Эпидемия пошла на спад, а на холм предъявили права церковники.

Возражать им не стали, а холм прозвали Холмом Ангела. Соответственно, даже старый мост через Тибр (еще античной постройки) тоже стал Мостом Ангела. Как и замок, стоявший теперь на холме – Замком Ангела. И статуя Михаила с той поры стала символом, который регулярно подновляли самые известные скульпторы эпохи – нынешний вариант четырнадцатый. Стоит упомянуть, что по мосту регулярно шли вереницы паломников, а еще на нем стояли виселицы, которые редко пустовали – такое вот сочетание веры и правосудия.

Постепенно Замок Ангела превратился в своеобразный командный пункт папы на случай разных бедствий и его тайную резиденцию – почти дачу. В папском, естественно, стиле. Внутри, в сердце замка, имелась пара роскошных покоев, первые из которых считались комнатами понтифика, а вторые предназначались для его свиты. 

Как мавзолей римских императоров стал замком римских пап

Основу замка составил гигантский донжон, выстроенный вокруг римского погребального холма. И система коридоров гробницы очень пригодилась, став частью подвалов. Где, как и положено замку, находились кладовые, сокровищницы и тюрьма. Причем тюрьма похлеще парижской Бастилии. За все время существования тюремного отделения замка оттуда сбежал всего один человек – знаменитый Бонвенуто Челлини (воин, скульптор и много кто еще). Да и то, собственно, о событии известно только с его слов. 

Каждый из пап что-то пристраивал к замку, и потому теперь в здании у каждого из них есть или свой зал, или своя лоджия. Так что к XIV веку замок превратился в очень даже современную крепость, по площади куда как превышающую базовый некрополь. И вокруг пузатого донжона располагались вполне правильные стены с очень модной звездной конфигурацией, обеспечивающий плотный обстрел округи практически без мертвых зон. Ну а на плоской кровле донжона поставили пушки и метательные машины. Столетия Замок Святого Ангела возвышался над городом и считался самой высокой точкой, выше даже собора св. Петра и Пантеона. Гарнизон укрепления традиционно состоял из вернейших швейцарцев. А чтобы папе было удобно добираться до резиденции, из Ватикана внутрь цитадели проложили укрепленный переход длиной около 800 метров. И были случаи, что этот коридор спасал жизнь понтификам. 

Как мавзолей римских императоров стал замком римских пап

Самое главное испытание на прочность и надежность эти стены прошли в 1527 году, когда наемники Карла V, недовольные задержкой жалования, немного превысили свои полномочия и разграбили Рим. Папе бы тоже не поздоровилось – немецкие ребята, что штурмовали Ватикан, считали себя протестантами, а потому фигура понтифика уважения им не внушала. И, если бы не верные швейцарцы, до последнего державшиеся на ступенях собора св. Петра, Климент VII до спасительного перехода бы не добрался. И стоило это массы верных жизней – из 189 гвардейцев выжили 42.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Папу блокировали в Замке Ангела с очень малочисленным гарнизоном. Но взять укрепление так и не смогли. Конечно, при должном упорстве нападающих твердыня бы пала. Вот только их потери были бы немалые. А потому папу подержали взаперти и выпустили за баснословную сумму – в 400 тысяч дукатов. Что сохранило, пожалуй, для истории и сам замок, и папу (в какой-то мере), и славу верных швейцарцев, чья преданность с тех пор вошла в поговорки.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх"!
И не забывайте подписываться на канал