Сохранилась история, что однажды император французов приехал посетить синагогу в Париже. В этот день верующие праздновали 9 ава – день разрушения Иерусалимского Храма. На его вопрос, кто это сделал и предложение найти и наказать, Бонапарту ответили, что это было более 1,5 тысяч лет назад. После этого он уверенно заявил, что люди, которые так относятся к своей истории, вечны.
Спасибо за комплимент, конечно. Но в данном случае мы ясно видим, что знания Наполеона о еврейском народе были, так сказать, несколько ограниченными. Даже если он, будучи номинальным христианином, должен уметь делать такие вещи. Но в данном случае можно сказать так: воин, что мы с него возьмем?
Несмотря на столь мало знаний, этот человек, в силу своей активной общественной деятельности, в течение своей жизни не раз сталкивался с евреями. К его чести можно отметить, что он всегда проявлял к ним большой интерес. Но, к сожалению, он был очень некомпетентен в квазиеврейских вопросах.
Когда Бонапарт выступал перед лидерами общин и раввинами в этой синагоге, он продемонстрировал знание всех ошибочных стереотипов, существовавших тогда у европейцев в отношении еврейского народа. Наименее из них была вера в то, что полигамия была принята среди детей Сиона.
И все же высокие революционные идеалы Французской республики, защитником которой он стал, требовали отказа от замшелых нравов средневековья. Во-первых, Наполеон разрешил своим соотечественникам-евреям жить где угодно, а не только в гетто. Затем были сняты ограничения на трудовую деятельность. И, наконец, когда корсиканец получил верховную власть, он полностью уравнял права еврейских граждан республики с правами французов. Его знаменитые слова: "Евреи как нация - ничто, евреи как граждане Франции - все!"
Затем он ввел те же правила во всех странах Европы, куда пришла революционная армия. Конечно, после его свержения они были почти повсеместно отменены, и старые законы остались только в Бельгии и самой Франции. А французы в быту как минимум целое столетие относились к евреям очень неравномерно - мы помним дело Дрейфуса 1894 года и последующие общественные события. Но есть и хлеб.
Сам император по отношению к евреям стал основоположником политики бонапартизма, зарождение которого принято приписывать его племяннику, также императору Луи Бонапарту. То есть он лавировал между их интересами и своими, стремясь получить для себя все и сразу, и еще, и больше.
Например, когда в Египте произошла успешная высадка и усмирение страны до пирамид было завершено, французский полководец пошел с армией через Палестину в центр турецких владений. Но это был стратегически сложный район, окруженный пустыней, и альтернативных путей не было. Именно так крестоносцы всегда захватывали мусульманские армии - поэтому они и продержались так долго.
Наполеон столкнулся с упорным сопротивлением и, чтобы заручиться поддержкой евреев, начал составлять декларацию о восстановлении государства Израиль — думаю, его очень впечатлило, как люди вели себя 9 ава во время траура.
Вот что писала в то время французская правительственная газета: «Бонапарт издал прокламацию, приглашающую всех евреев Азии и Африки встать под его знамена для восстановления древнего Иерусалима. Многих он уже вооружил, и их батальоны угрожают Алеппо."
Другие акулы пера заявили: «Мы знаем, как высоко евреи ценят свою древнюю родину и город Иерусалим… Они до сих пор обращают свой взор на Палестину, где надеются, что их потомство, более счастливое, будет возвращено чудом, которое трудно поверить. Они придут со всех четырех концов света, если им будет дан сигнал. Их состояния легко транспортировать: люди и золото потекут рекой.»
Ключевое слово здесь, конечно, слово «государство». Наполеон надеялся получить помощь в стране, где поддержки ждать было неоткуда. Но в то время на исторической родине проживало мизерное количество евреев. И быстро оставить готовых к бою людей из Европы не представлялось возможным. В общем, генералу в революционной Франции пришлось тогда оставить свои войска и вернуться домой — ну как же без него делить власть?
Как уже было сказано, большинство европейских стран отменили все наполеоновские законы после падения автора. Излишне говорить, что это имело некоторые долгосрочные последствия. Евреи уже привыкли к равенству, и когда его внезапно отняли, многие представители высшего сословия предпочли обратиться в христианство.
В том числе семьи композитора Мендельсона и политика Карла Маркса. Бог с ним, с автором "Свадебного марша" - не было его, мы бы поженились на другой музыке. Но от упомянутых выше идей сына юриста человечество до сих пор лихорадит.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как Наполеон относился к евреям.