Лето вместе с радостью приносит иногда огорчения. Пыль, жара, а если нет ветра, то и совсем плохо. Так что же, ложиться в тень под дерево и ждать, пока вечер наступит? Нет, конечно. Деятельный человек найдет способ избавиться от жары. Один из таких способов — сооружение самодельного кондиционера (охладителя воздуха) рекомендует московский инженер В. Королев.
КОНДИЦИОНЕР
Кондиционеры бывают в основном двух типов: компрессорные и испарительные. Изготовить компрессорный — своими силами трудно: очень уж он сложен и дорог. Испарительный гораздо проще, и сделать его может любой — было бы только желание, вернее, нежелание выносить жару в своем доме или в кабине автомобиля. Принцип его работы основан на известном законе физики. Для испарения требуется тепло; испаряющаяся вода забирает его из окружающего воздуха. Две конструкции, которые можно изготовить своими руками, приведены на рисунках.
Первая установка (рис. 1) совсем проста. Чтобы ее собрать, нужно иметь старый инерционно-масляный воздухоочиститель автомобильного типа и центробежный вентилятор с электромотором на 200 вт. (Фланцевое соединение можно заменить гибким шлангом с хомутами или стяжными винтами.)
Если у вас есть только вентилятор, сделайте сами корпус испарителя. Не надо повторять сложные формы воздухоочистителя, изготовленного в заводских условиях, их следует максимально упростить.
Фильтрующий элемент изготовляется из мелкой сетки, свернутой несколькими слоями в цилиндр заданного диаметра (250—300 мм). Внизу сетка припаивается к дну корпуса. После подсоединения электромотора вентилятора и переключателя к цепи и заполнения корпуса воздухоочистителя (ставшего теперь испарительной камерой) водой установка готова к работе.
Вентилятор засасывает воздух, который требуется охладить, и подает его в испарительную камеру. Воздух проходит через толщу воды крупными пузырьками и выходит через фильтрующие сетки в выпускные отверстия. В пузырях, а также при проходе через сетки, обладающие капиллярными свойствами, происходит интенсивное испарение воды. При этом воздух теряет часть тепла и охлаждается.
Вторая конструкция (рис. 2) также состоит из центробежного электровентилятора и смесительной камеры, роль которой здесь выполняет воздуховод прямоугольного сечения, изогнутый с конца. Воздуховод лежит на баке, заполненном водой, и крепится к нему. Внутри испарительной камеры устанавливается распылитель воды — обычный пульверизатор, снабженный насадкой. Проходное сечение насадки регулируется воздушной заслонкой.
В этой установке испаряются частички воды, выбрасываемые пульверизатором. Количество ее, подаваемое в распылитель, регулируется поворотом заслонки: чем больше она открыта, тем больше воды засасывается из бака.
Для работы распылителя-пульверизатора можно использовать микрокомпрессор МК-1, соединив его приводом с валом электровентилятора. Привод микрокомпрессора можно осуществить и от отдельного малогабаритного электромоторчика.
Корпус, бак, испарительную камеру, колена можно делать из любого водостойкого материала: листового железа, плексигласа. Сетки для фильтров — мелкие, из оцинкованной стальной или медной проволоки. Прокладки: твердый картон или паронит.
В автомобиле установка размещается под ящиком для мелких вещей, на полу перед ним или за задним сиденьем. В последнем случае для охлаждения сидящих впереди должны быть установлены дополнительные воздуховоды.
Если в вентиляционной системе автомобиля имеется электровентилятор, то необходимость в нем на самой установке отпадает.
Кондиционер можно поставить и в комнате, приделав к нему для устойчивости основание.