КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ

КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ

КАК ВЫБРАТЬ КОНСТРУКЦИЮ

Часто любителей, самостоятельно создающих аэросани, постигают неудачи. Дело в том, что они начинают свою работу без тщательного изучения накопленного опыта. А задача конструктора — максимально использовать ранее сделанные и оправдавшие себя узлы, рационально скомпоновать их, переделывая лишь то, что было плохо.

За полвека конструкция аэросаней достаточно стабилизировалась. Независимо от типа, мощности двигателя, схемы его установки и т. п. все они состоят из узлов, показанных на рисунке 1, и оборудования (фары, габаритные огни, прожектор, плафоны внутреннего освещения кабины, кресла, люки, двери, навигационные приборы, отопительные устройства, вентиляция и противопожарные средства).

Выполнение каждого узла и агрегата зависит от типа и назначения аэросаней, мощности установленного на них двигателя, специфических особенностей эксплуатации — одним словом, требований, предъявляемых к машине ее заказчиками или строителями. Итак, представьте себя в их роли и решайте…

Какой корпус?

Он может быть закрытым (рис. 1), полузакрытым (рис. 2) или открытым (рис. 3). Последние два проще в изготовлении, легче по весу. Водитель хорошо видит дорогу. Большинство любителей предпочитают эти сани, хотя они не защищают водителя от холода. Закрытый же корпус дает возможность обогревать кабину. Однако по габаритам он больше открытого. Ширина его по внутренним стенкам 750—800 мм (открытый корпус может иметь ширину 500—600 мм), высота — в зависимости от посадки водителя и пассажиров — 990—1080 мм (рис. 4). Двери, люки, двойные ветровые стекла или механизм обогрева их теплым воздухом, элементы герметизации кабины— все это усложняет и утяжеляет конструкцию.

КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ
РИС. 1. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ АЭРОСАНЕЙ: 1 — корпус; в нем размещаются водитель, пассажиры и оборудование; 2 — лыжи, непосредственно соприкасающиеся с поверхностью дороги и несущие всю машину; 3 — элементы подвески; с их помощью лыжи соединяются с корпусом. Чтобы деталей корпуса не разрушить (перегрузки даже при нормальных условиях движения аэросаней в четыре-пять раз превышают расчетные перегрузки у автомобилей), подвеска должна амортизировать, смягчая удары лыж о неровности дороги; 4 — двигатель. Наиболее распространены на любительских аэросанях мотоциклетные двигатели воздушного охлаждения с мощностью 10 л. с. и более. Сюда же относят элементы крепления и системы, обеспечивающие его нормальную работу (бензиновая, масляная, воздушная, охлаждения, выхлопная и пр.); 5 — движитель — воздушный винт. Их изготовляют двухлопастными (86%). трехлопастными (10%) и четырехлопастными (4%) из хороших пород дерева, реже из металла (дюралюминия или стали); 6 — ограждение винта.
КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ
РИС. 2. КОНСТРУКЦИЯ В. И. РЕЙМЕРА ИЗ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ.
КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ
РИС. 3. ПЕРВЫЕ АЭРОСАНИ В РОССИИ ПОЯВИЛИСЬ В 1908 ГОДУ. ИХ НАЗЫВАЛИ ТОГДА «ЛЫЖНЫЙ АВТОМОБИЛЬ».
КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ
РИС. 4. ПОЛОЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЯ В АЭРОСАНЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

На трех или четырех лыжах?

Трехлыжные аэросани с передней управляемой лыжей (рис. 5, а) неустойчивы на поворотах и при преодолении препятствий. Они тем не менее легче четырехлыжных, легко управляются. Поэтому значительное количество любительских машин строится именно так. Аэросани с двумя передними управляемыми лыжами (рис. 5, б) имеют увеличенное сопротивление на поворотах, но зато более устойчивы. Трехлыжная машина, показанная на рисунке 5, в, тяжела в управлении и поэтому не применяется. В так называемой мотоциклетной схеме (рис. 5, г) основная нагрузка распределяется на две идущие по одному следу лыжи, а боковая лыжа лишь поддерживает конструкцию. Движение возможно даже по узким тропинкам.

КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ
РИС. 5. РАСПОЛОЖЕНИЕ ЛЫЖ.

Мотоциклетные — самые подходящие

Тяга тем больше, чем больше диаметр винта. Но обороты его ограничиваются окружной скоростью концов лопастей, которая не должна превышать 260— 270 м/сек, иначе уменьшается коэффициент полезного действия винта. Между двигателем, который работает на режиме 4000 т-6000 об/мин, и винтом необходим, следовательно, понижающий редуктор с передаточным отношением от 2 до 3.

Примерно в 40 случаях из 100 любители применяют для этой цели цепные передачи. Можно установить винт и непосредственно на хвостовик вала двигателя без дополнительных передач, как показано на рисунке 6, а. В этом случае хорошо охлаждаются цилиндры, но большие обороты ограничивают диаметр винта, а высокое расположение центра тяжести ухудшает устойчивость саней. При среднем расположении силовой установки (рис. 6, б) используется шестеренчатая или цепная передача с эластичной муфтой на ведущей звездочке. Она смягчает работу цепи и предотвращает ее обрыв.

КАК ЖЕ САНИ ЕДУТ САМИ
РИС. 6. КОМПОНОВКА ДВИГАТЕЛЯ.

Основные ошибки

Самая распространенная — утяжеление саней. Желательно, чтобы ходовой вес их не превышал 15 кг на 1 л. с. мощности, а вес конструкции составлял 45—46% от ходового веса.

Недостаточное тяговое усилие винта — тоже частый случай. Усилие должно быть (если винт удачно подобран и тщательно изготовлен) для двигателей мощностью 10—30 л. с. не менее 4 кг/л. с.

Если неправильно выполнены лыжи и их подошвы, значительно увеличивается сопротивление движению. На его величину влияют схема подвески, форма носка, центровка лыжи и материал подошвы.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ,

инженер