Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» в студии «Эксперт» и Корпорации развития ВЭБ.РФ по кадрам, технологическому суверенитету, импортозамещению и экспорту.
Кирилл Липа, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг- На утреннем заседании председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что ваша компания в нынешних сложных условиях не только продолжает делать то, что делала, но и планирует выпускать продукцию, которая ранее никогда не производилась. Расскажите об этих проектах.
- Таких проектов несколько. Всех перечислять не буду, упомяну только один - водородно-электрический поезд, который мы разрабатываем для эксплуатации на территории Сахалина. Мы делаем это совместно с Росатомом, РЖД и администрацией Сахалина.
«Звучит как поезд в будущее!
— Да, это технология водородного топлива, которая ранее нигде в России не применялась и не эксплуатировалась. Поезд появится в 2025 году, тогда же начнется опытная эксплуатация.
— Здесь, в том числе на сайте ВЭБ, часто звучит термин «технологический суверенитет». Где вы видите себя на его карте? И с какими трудностями вам предстоит столкнуться?
— Технологический суверенитет — это, прежде всего, представление о продукте, с которым вы работаете. Это ваша способность производить этот продукт. Если вы в состоянии произвести это, то вы превосходны. Конечно, инжиниринговая фирма зависит от большого количества поставщиков из совершенно разных областей. Это не только машиностроение и металлургия. Это, например, различная электроника, разработка программного обеспечения, которое мы активно используем в своих продуктах и так далее. Вот почему мы всегда прикладывали усилия и стремимся знать все о продукте. И речь не идет о суверенитете от иностранных поставщиков. Я всегда подчеркиваю, что слова «локализация», «импортозамещение» меня немного смущают. Мы всегда старались не заменять кого-то или что-то импортом, а погрузиться прежде всего интеллектуально в понимание нашего продукта. И тогда мы можем решить, хотим ли мы производить этот товар и готовы ли мы его купить. Даже при согласовании поставки конкретного комплектующего, как специалисту по данному товару, вам гораздо проще договориться о цене и сформулировать требования к оборудованию по качеству, надежности и другим показателям.
Второй важной задачей является стиль нашей компании. Например, электродвигатели, которые мы производим, устанавливаются на электропоезда, но это не значит, что мы их не закупаем. И мы не сдадимся. Я стараюсь сделать так, чтобы наша компания, даже если мы сами что-то производим, все равно получала 20-30% от объема этой продукции на рынке. Мы всегда стремимся иметь знания не только о собственном производстве, но и о работе наших партнеров, наших поставщиков, а иногда и конкурентов.
— Мне кажется, это самое взвешенное определение технологического суверенитета, которое я когда-либо слышал. С точки зрения ваших прогнозов роста, каким вы видите рост спроса на все, что вы производите, и какое место занимает экспорт?
«Экспорт для нас составляет 10%. Конечно, это в первую очередь страны, которые сейчас принято называть дружественными.
Хотя, наверное, сложно будет провести четкие границы в этих областях. Это ни один из них. Какие-то страны вчера были дружественными, какие-то недружественными. И наоборот. Поэтому в денежном выражении это примерно 10% нашей выручки. Что касается реальных доходов и спроса, то они растут из года в год. В этом году у нас общий прирост где-то более 25%, то есть наша компания динамично развивается по объемам производства.- Еще одна тема, о которой мы много говорим на нашем сайте. Это все, что касается человека, в том числе и кадровые вопросы. Как вы работаете с персоналом – растите или привлекаете на рынке?
— Мы хорошо работаем с кадрами. Вот я сижу перед тобой, я тоже рама. Поэтому на своем примере могу сказать, что эта работа ведется эффективно. Меня тоже пригласили на эту должность и дали возможность возглавить бизнес. В то же время, когда мы говорим о кадрах, мы имеем в виду не только специалистов по труду. Кстати, эта проблема возникла не вчера и не в связи с НМП. В связи с этими обстоятельствами она обострилась, но проблема поиска эффективных профессиональных кадров существовала тысячу лет назад и существует до сих пор. По моему глубокому убеждению, методы и пути решения этой проблемы также никоим образом не изменились. Это в первую очередь обучение. Мы активно внедряем электронное обучение, разрабатываем учебники, программы и методики. Мы создали собственный корпоративный университет, получили лицензию на образовательную деятельность и сейчас активно этим занимаемся.
Буквально сегодня мы подпишем соглашение с Московской областью, ориентированное на социальную защиту российских специалистов, которых будем привлекать. Но опять же, я не вижу в этом чего-то внезапного и конъюнктурного, направленного на решение сегодняшних проблем. Этими делами занимались все предприятия Советского Союза и не только, как американские, так и европейские. И мы делаем, и наши дети будут. То есть я бы сказал, что все эти проблемы, которые мы сейчас обсуждаем, не имеют отношения к нынешней экономической ситуации. Они долгосрочны как в прошлом, так и в будущем.
«Что ж, будем надеяться, что все, кто эффективно решал эти вопросы в прошлом, будут продолжать эффективно решать их и в будущем. Большое спасибо за такое интересное и познавательное интервью.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» в студии «Эксперта» и корпорации развития ВЭБ.
- Глава Минобороны РФ генерал армии Сергей Шойгу проверил подготовку техники и вооружений к отправке в зону проведения специальной военной операции (СВО) на арсеналах и базах резерва, дислоцированных в Омской области
- На ПМЭФ концерн представил новую Lada X-Cross 5, которую будут выпускать на бывшем заводе Nissan