КОЛЕСНАЯ ЯХТА «СВЕРЧОК»

КОЛЕСНАЯ ЯХТА «СВЕРЧОК»

Помните сказку В. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»? Старый моряк Чарли Блек очень просто решил проблему перехода через Великую пустыню: «Ветер наполнил парус, и тележка мягко покатилась по песку с развевающимся флагом — клетчатым платочком Элли на мачте.

Сухопутный корабль быстро несся в нужном направлении».

Сухопутные яхты — настоящие, не сказочные — идут удивительно быстро и почти бесшумно. Только слышен свистящий шорох колес по песку. Каждый год десятки яхтсменов из разных стран собираются на первенство Европы. Зафиксированный рекорд скорости по прямой — 126 км/час. Трассы гонок выбираются очень сложные — сплошные повороты, восьмерки, зигзаги… И, несмотря на это, средняя скорость на таких гонках достигает 65 км час.

А ведь это скорость мотокроссов!

Управление колесной яхтой в принципе несложно, но большие скорости требуют выработки у яхтсменов твердых навыков, предельного автоматизма, молниеносной реакции и крепких мышц. Крепкие нервы тоже нелишни. Конечно, можно пойти в яхт-клуб и научиться управлять однопарусным швертботом, но лучше начинать сразу на колесной. А для этого надо эту яхту построить.

Европейские соревнования проводятся на буерах типа DN-69, поставленных на колеса. На сегодня они приняты монотипом.

Но для начала — для тренировок и первых стартов — лучше построить что-нибудь более простое, например яхту «Сверчок».

КОЛЕСНАЯ ЯХТА «СВЕРЧОК»

КОЛЕСНАЯ ЯХТА «СВЕРЧОК»
ОБЩИЙ ВИД И ДЕТАЛИ СУХОПУТНОЙ ЯХТЫ: 1 — мачта; 2 — оковка (сталь толщ. 1,5 мм, крепить шурупами ᴓ 5 мм); 3 — штаг (растительный трос ᴓ 8 — 10 мм); 4 — вант (растительный трос ᴓ 8 —10 мм); 5 — утка крепления фала (крепить 4 шурупами ᴓ 5 мм); 6 — оковка (сталь толщ. 2 мм, крепить 4 шурупами ᴓ 5 мм); 7 — шпор (крепить 4 шурупами ᴓ 5 мм); 8 — шарнир мачты (крепить 6 шурупами ᴓ 5 мм); 9 — гик (крепить к мачте болтом М8); 10 — усы (сталь толщ. 3 мм, крепить сквозными болтами М6); 11 — оковка крепления галсового угла и блока шкота (сталь толщ. 2 мм, крепить шурупами ᴓ 5 мм и болтом усов); 12 — серьга (сталь пруток ᴓ 5 мм, крепить сквозным болтом М6); 13 — оковка для крепления шкотового угла и шкота (сталь толщ. 1,5 — 2 мм, крепить шурупами ᴓ 5 мм); 14 — блок; 15 — румпель; 16 — валик румпеля (крепить 6 шурупами ᴓ 5 мм); 17 — головка крепления рулевой тяги; 18 — рулевая тяга (стальной трос ᴓ 2,2 — 4 мм); 19 — кронштейн рулевого колеса (крепится к продольному брусу 4 болтами М6); 20 — подножка (сосна 550x100x30, крепится 4 сквозными болтами М6 и казеиновым клеем); 21 — оковка для крепления ватерштага (крепить 4 шурупами ᴓ 5 мм); 22 — накладка верхняя (сталь толщ. 1,5 мм); 23 — накладка нижняя (сталь толщ. 1,5 мм); 24 — сиденье (крепить 4 сквозными болтами М6); 25 — стойка (сосна, клеить к продольному брусу на шпунт); 26 — погон блока шкота (крепить 4 шурупами ᴓ 5 мм); 27 — оковка крепления ватерштага (сталь толщ. 3 мм, крепить 4 шурупами ᴓ 5 мм); 28 — кронштейн крепления заднего колеса (сталь толщ. 3 мм, крепить сквозными болтами М6); 29 — шайба двойная (сталь, толщ. 2 мм); 30 — ось заднего колеса; 31 — ось переднего колеса; 32 — вилка; 33 — продольный брус.

Яхту «Сверчок» (см. рисунок) легко соорудить даже в домашних условиях. Для нее не потребуется никаких дефицитных материалов. Сравнительно узкая колея позволяет ходить на ней по грунтовым автомобильным дорогам, высота мачты — «нырять» под линии электропередач. И то и другое невозможно на больших яхтах. Небольшой парус делает яхту безопасной даже на сильном ветру, но достаточно ходкой при средних ветрах.

Колеса можно взять от мотороллера «Вятка» или любого другого. Покрышки — лучше старые, с достаточно сработавшимся протектором — «лысые». Продольный несущий и поперечный брус — цельные, из ели и сосны, без крупных сучков.

Мачта и гик, изготовленные из той же древесины, склеены из двух половин и имеют ликпаз. Мачта — поворотная, крепится на шпоре и удерживается парой вант и штагом из растительного троса ø 8—10 мм. Гик крепится к мачте усами и болтом, проходящим сквозь мачту. В месте прохождения болта мачта имеет оковку.

Сиденье с мягкой обивкой набито обрезками поролона или пористой резины.

Наиболее сложный узел — кронштейн переднего колеса — сварной, изготовляется из стального уголка 30х30 мм или 40х40 мм, листовой стали 35 марок ст. 3 или 10 толщиной соответственно 4—5 мм или 2 мм.

Продольный брус склеен из доски и бруса. Полная длина доски — 2550 мм. Впереди он ограничивается отворотом кронштейна переднего колеса, сзади — спинкой сиденья. К брусу крепятся шарнир мачты, рулевой валик, сиденье, погон шкота и кронштейн ватерштага.

Поперечный брус может быть однослойным или склеенным двухслойным. Расстояние между наружными кромками — 1680 мм. Кронштейны задних колес имеют отвороты, служащие вантпутенсами и креплением ватерштагов. Они изготовлены из стали марки ст. 3 толщиной 3 мм. Внутри кронштейнов могут быть вложены деревянные пробки. С продольным брусом поперечный парус соединяется с помощью болтов М8 и стальных накладок.

Парус сшивают из плотной хлопчатобумажной ткани, лучше всего — морской парусины.

По передней и нижней кромкам он обшивается мягким крученым тросом  ø 10 мм. Длина передней шкаторины — 3000 мм, нижней — 2050 мм. Шалевая доска изготовлена из твердого дюралюминия толщиной 2 мм. Они нашиваются на парус с двух сторон. Задняя шкаторина поддерживается тремя деревянными латами размером 40х4 мм.

Это описание вовсе не исключает собственной фантазии и изобретательности. Скорее оно может служить только основой. Но любые изменения должны быть обоснованы и продуманы.