В годы Великой Отечественной войны большую роль сыграли истребители Конструкторского бюро дважды Героя Социалистического Труда Александра Сергеевича Яковлева. Но было такого фронта, где бы не сражались ЯКи.
В 1940 году создан родоначальник семьи истребителей — ЯК-1, в котором нашли отражение характерные основы всех последующих ЯКов: простота конструкции, малый полетный пес, большая скорость, высокая маневренность и легкость пилотирования. Во время войны были запущены в серию и поступили на вооружение Советской Армии новые истребители — ЯК-7 и ЯК-9, а также ЯК-3, являющиеся модификациями ЯК-1. Две трети советской истребительной авиации составляли ЯКи.
Фронт требовал огромного количества боевых самолетов, и ЯКи строились на многих авиационных заводах Советского Союза. С 1941 по 1945 год фронт получил более 40 тысяч самолетов Яковлева разного назначения.
Мы предлагаем начинающим моделистам построить модель-копию самолета ЯК-3. Модель эта проста конструктивно, не требует большого опыта, хорошо летает. Постройка занимает немного времени.
Прежде всего необходимо вычертить рабочие чертежи: вид модели сбоку, крыло и стабилизатор — в плане.
Наша модель называется контурной, так как ее фюзеляж только сбоку изображает ЯК. Для фюзеляжа необходима липовая дощечка толщиной 8— 10 мм, длиной 570 мм и шириной 100 мм. Если такой дощечки нет, то ее можно склеить из двух — по 50 мм. Для склеивания применяют аэролак (эмалит), клей для кожи или казеин. После того как клей высохнет, дощечку надо прострогать и зачистить наждачной бумагой. Затем с чертежа через копировальную бумагу на нее переносят контуры фюзеляжа. Не забудьте начертить облегчение фюзеляжа. Контуры фюзеляжа и его среднюю часть выпиливают лобзиком. К носовой части фюзеляжа приклеивают подмоторную раму из двух брусочков твердой древесины (граба, бука или березы) размером 90х10х8 мм. Облегчение фюзеляжа заполняют пенопластом, если его нет, то ставят сосновые или липовые рейки. Снизу фюзеляжа по контуру нервюры приклеивают пластинку из фанеры толщиной 1,5 мм, предварительно закрепив ее 4—6 мелкими гвоздиками. Размер пластинки 190 х 35 мм. К ней будет крепиться крыло. Слои фанеры должны быть расположены так: два слоя — перпендикулярно фюзеляжу и один, средний, — вдоль фюзеляжа. Киль модели лучше всего сделать из пенопласта, а если его нет, то из липовой пластинки толщиной 4—5 мм. Руль поворота следует приклеить так, чтобы он был отклонен на 4—5° влезо при виде спереди.
Стабилизатор и рули высоты изготавливают из липы толщиной 4 мм. Соединяются рули со стабилизатором с помощью приклеенных матерчатых полосок в шахматном порядке.
Кабину пилота выпиливают лобзиком из плексигласа или склеивают из целлулоида.
Для крепления крыла необходимо сделать два бамбуковых штырька диаметром 5 мм. Вклеиваются они в фюзеляж перед передней и задней кромками крыла.
Приступая к изготовлению крыла, прежде всего надо сделать шаблон центральной нервюры. Профиль симметричный, толщиной 15%. Шаблоны остальных нервюр показаны на рисунке. Лонжероны и кромки крыла сосновые: лонжероны сечением 3х4 мм, передняя кромка — 3х5 мм, а задняя — 2х10 мм. Законцовки из пенопласта или липы. Нервюра № 3, выпиленная из фанеры толщиной 3 мм, не облегчается, потому что к ней приклепываются дюралюминиевые стойки шасси. Остальные нервюры изготавливаются из фанеры толщиной 1—1,5 мм. Колеса крепятся к стойкам с помощью болтов толщиной 3 мм. Модель обтянута микалентной бумагой, вся обшивка 3—4 раза покрывается эмалитом, а затем окрашивается из пульверизатора разведенной нитрокраской. Крыло и стабилизатор сверху зеленые, снизу голубые, фюзеляж зеленый. Звезды можно сделать из плотной красной бумаги.
На модель устанавливается двигатель МК-12В. Можно также использовать МК-16, «Ветерок» или «Ритм».
А. ЕРМАКОВ,
заслуженный тренер РСФСР