Энцелад — наиболее пригодное место для земной жизни за пределами Земли ​

Газовые планеты-гиганты, такие как Юпитер или Сатурн, как правило обладают большим количеством спутников, которые, как по размерам, так и по строению сопоставимы с планетами земного типа. Один из таких спутников — Энцелад, который обращается вокруг Юпитера, является шестым по величине среди всех его спутников планеты.

Открытие

Энцелад, для своих сравнительно небольших размеров, является достаточно ярким объектом, поэтому его удалось обнаружить еще в 1798 года при помощи 1,2-метрового телескопа. Открыт этот спутник Сатурна был англо-немецким астрономом Уильямом Гершелем.

Фредерик Уильям Гершель — английский астроном немецкого происхождения
С момента открытия и до начала космической эпохи практически не было сделано никаких новых открытий, кроме обнаружения поверхностного водяного льда.

Энцелад наблюдался и ранее в более слабые телескопы, однако тогда нельзя было с уверенностью говорить о существования этого космического тела. Его было трудно наблюдать из-за непосредственной близости к более крупному и яркому Сатурну и его крупным кольцам. Уильяму Гершелю удалось открыть Энцелад тогда, когда Земля находилась в плоскости колец планеты гиганта.

Энцелад получил свое имя в честь Энкелада — одного из гигантов древнегреческой мифологии. Причиной выбора такого название послужило то, что спутник обращается вокруг Сатурна, названного в честь древнеримского бога, который является древнегреческим аналогом Кроноса — предводителя гигантов.

Размер и масса

Земля в сравнении с Энцеладом

Энцелад является шестым по размеру спутником Сатурна с диаметром примерно равным 504 км, что составляет примерно 4% от диаметра Земли. Что касается массы, то она примерно в 200000 раз меньше, чем у нашей планеты.

Строение, поверхность и атмосфера

Ранее считалось, что Энцелад является чисто ледяным объектом. Однако дальнейшие исследования показали, что спутник имеет дифференцированное строение. В центре у Энцелада располагается силикатное ядро, которое нагревается из-за радиоактивного распада. Нагретое ядро разогревает верхний слой водяного льда, образуя подповерхностный океан. Недавние исследования показывают, что на дне океана имеются горячие источники. Также из-под поверхности Энцелада время от времени вырываются струи жидкой воды.

Энцелад — наиболее пригодное место для земной жизни за пределами Земли ​

Энцелад практически полностью покрыт водяным льдом. Это делает его поверхность почти целиком белой, что позволяет спутнику отражать свет интенсивней, чем любой другой естественный объект в Солнечной системе. Ранее считалось, что средняя толщина поверхностного льда составляет несколько десятков километров, однако в апреле 2017 года была опубликована работа, в которой говорится, что толщина льда составляет всего 2 км.

У Энцелада имеется разреженная атмосфера, однако относительно других спутников Сатурна она является довольно плотной. Атмосфера более чем на 90% состоит из молекул H2O, примерно на 4% из азота, на 3% из углекислого газа и менее чем на 2% из метана. Энцелад является слишком легким телом, чтобы его гравитация могла удерживать атмосферу. Следовательно атмосфера постоянно насыщается мощными подводными гейзерами и криовулканами.

Жизнь на Энцеладе

Исследования состава океана показывают, что на Энцеладе имеются все компоненты для возникновения и развития жизни земного типа. На дне у гейзеров состав жидкости характеризуется как некий «углеводородный суп». Подледный океан является соленым и схожим по составу с земным.

Энцелад — наиболее пригодное место для земной жизни за пределами Земли ​
Струи вещества, бьющие из-под поверхности Энцелада

В некоторых местах поверхность Энцелада расколота. Из этих расколов время от времени бьют струи жидкости. Ученым удалось взять образец этой жидкости. Анализ показал, что в океане имеется огромное множество органических макромолекул. Это указывает на то, что Энцелад может быть пригодным местом обитания для некоторых земных организмов. Возможно Энцелад станет первым космическим объектом, где будет обнаружена жизнь за пределами Земли.

Следующее: Видео: Ящерица-дайвер способна оставаться под водой до 16 минут