Этот эксперимент продлится 500 лет, но уже есть первые результаты

Обычно завершение пятилетнего эксперимента — это достойный повод для поздравлений, позади огромный труд. Но что, если пять долгих лет — это лишь 1% полного исследования. До поздравлений еще долго,.. 495 лет.

Именно в таком положении сегодня находится микробиологический эксперимент, проводимый в Шотландии. 500-летний проект стартовал в 2014 году и должен закончиться в 2514 году, но ученые недавно опубликовали первые результаты, полученные за первые два года исследований.

Зачем? Цель проста — понять, как долго микробы могут существовать в полной изоляции.

Как быстро дремлющие микробы теряют жизнеспособность? Какая математическая функция описывает долгосрочную выживаемость? Может, большинство умирает сразу, оставляя лишь самых живучих, которые могут продержаться невероятно долго?

Этот эксперимент продлится 500 лет, но уже есть первые результаты
Ulrich et al., PLOS One, 2018

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые запаяли в сотни стеклянных пузырьков споры сенной палочки (Bacillus subtilis), знаменитой своей живучестью. Этот вид аэробных почвенных бактерий выдерживает самые экстремальные условия, переходя в состояние спячки.

Начались долгие годы ожидания, ведь продолжительность жизни этих спор потенциально во много раз превосходит человеческую. На данный момент этот эксперимент является самым долгим за всю историю.

В рамках эксперимента каждые два года (в течение первых 24 лет) будет вскрываться часть пузырьков для проверки состояния бактерий. Затем проверки станут намного более редкими — раз в 25 лет вплоть до 2514 года.

Результаты первых двух лет оказались многообещающими. Бактерии чувствуют себя отлично, наблюдаются незначительные потери. Как объясняют авторы, они хотят проверить как раз эту незначительность, узнать, сыграет ли она роль в долгосрочной перспективе.

Учитывая безумный срок эксперимента, способность человечества поддерживать такой проект вполне можно считать его частью. Не забудут ли будущие поколения? Да и выживет ли человечество?

Ученые и это продумали (в меру возможностей) — согласно указаниям, каждые 25 лет инструкции должны будут переписываться с учетом технологических достижений и лингвистических изменений.

 —

Статья была опубликована в PLOS ONE.

Следующее: В Солнечной системе найден "зародыш" планеты