Как тропосфера влияет на ионосферу

А существует ли обратное воздействие? Как влияют события в тропосфере и на поверхности Земли на поведение, скажем, ионосферы? Такой вопрос в наше время, когда все более активно используется космическое пространство, вполне уместен. И на него уже есть положительные ответы. Известно, что крупные метеорологические образования (например, циклоны и антициклоны) влияют на область F2 ионосферы — отражающее «зеркало» для коротких радиоволн. Выяснилось, что «отклики» крупных строительных взрывов и землетрясений можно наблюдать в широком интервале высот верхней атмосферы — от областей D и Е ионосферы (60—120 км) до магнитосферы (несколько тысяч километров).

Как тропосфера влияет на ионосферу

Все эти факты в силу общей важности проблемы влияния «снизу вверх» требуют, конечно, физического объяснения. И очень быстро выясняется, что для построения физической картины передачи воздействия снизу вверх вновь необходима детальная информация о строении и физике средней атмосферы, которая находится на пути воздействующих агентов. Роль последних, по современным воззрениям, играют волны различных масштабов. Как распространяются такие волны в стратосфере и мезосфере? Какое влияние оказывает на них циркуляция в стратосфере? (Существует, например, мнение, что планетарные волны могут проникать через стратосферу в мезосферу, только если в стратосфере дуют западные ветры.) Где происходит распад этих волн и как он влияет на атмосферную турбулентность в районе турбопаузы (100—120 км)? Эти и еще многие вопросы такого рода настоятельно требуют изучения средней атмосферы и прежде всего — ее динамического режима.

Изучение ионосферы — «волшебного зеркала планеты» — тема, достаточно часто встречающаяся в научно-популярной литературе. Уделял ей внимание и наш журнал. Проблема изучения нижней ионосферы и построения ее физического описания (физической модели) приобретает в последние годы особую важность. Ведь если раньше, когда из всех диапазонов радиоволн практиков интересовал прежде всего КВ-диапазон и со специалистов по ионосфере спрашивали прежде всего данные о вышележащих ионосферных областях, то в последние годы с привлечением к радиосвязи, радиолокации, радионавигации других (прежде всего — ДВ и СДВ) диапазонов появилась острая необходимость в знании характеристик и поведения области D.

Как тропосфера влияет на ионосферу

Попытка разобраться в поведении и физике этой области ионосферы привела к необходимости изучать все ту же среднюю атмосферу. Ибо выяснилось, что поведение области D контролируется не только и не столько обычными для ионосферы солнечными и геомагнитными факторами, но прежде всего метеорологическими характеристиками стратосферы и мезосферы — тепловым режимом, влажностью, циркуляцией, турбулентностью. Значит, именно их изучение особенно необходимо, как мы уже говорили, для решения очень важной в прикладном плане проблемы области D.

На примере описанной только что проблемы можно подчеркнуть еще одну специфическую особенность средней атмосферы. В ней пересекаются интересы специалистов различных научных направлений и даже разных наук. Действительно, областью D занимаются специалисты по физике ионосферы и распространению радиоволн, циркуляцией, температурой, влажностью — метеорологи. Средней атмосферой занимаются специалисты по озону, микрометеорам (микрометеоры сгорают на высотах 80—90 км и наблюдаются с помощью радаров), серебристым или мезосферным облакам...

Жмите палец вверх, делитесь с друзьями и подписывайтесь на Kvant-Space !!!

Следующее: Человек с Антикитерского корабля

Предыдущее: Ирландия 1990 год: Моряки обнаружили на льдине пассажирку корабля Титаника?