Почему Россия не использует собственный ракетный двигатель РД-180?

На просторах интернета не утихают споры по поводу российского двигателя РД-180, который "не имеет аналогов в мире" и "без него бы американцы не летали в космос".

Почему Россия не использует собственный ракетный двигатель РД-180?
© politpuzzle.ru

Нет никаких сомнений, Что РД-180 - замечательный двигатель, но разве в США есть только одна единственная ракета-носитель из серии "Атлас", на которой и установлен этот российский двигатель? Естественно, что нет.

Если двигатель такой прекрасный и американская космическая программа без него бы давно "загнулась", то почему же тогда РД-180 не использую в России? Дело вовсе не в том, что имеются какие-то требования со стороны американцев или была "продана лицензия", а все намного проще: на родине, как оказалось, РД-180 ставить некуда.

Кратчайшая предыстория создания

Двигатель РД-180 - российский, но создавался он на базе советского РД-170 (четыре камеры сгорания), превратившись в его "урезанную" версию.

РД-170 использовали на ракете-несителе "Энергия", осуществив 2 старта в промежутке с 1987 по 1988 годы. Немного измененная версия двигателя, получившая маркировку РД-171, нашла свое применение на советско-украинской ракете-носителе "Зенит" и было выполнено 84 старта в промежутке с 1985 по 2017 годы.

В середине 1990-х годов на основе РД-170 был разработан РД-180, получивший уже 2 камеры вместо четырех. Другими словами, РД-180 - урезанная в 2 раза версия РД-170.

Кстати, на данный момент ведутся работы по созданию двигателей РД-181/191/193, которые будет однокамерными или говоря проще, всего лишь "четвертинками" советского РД-170.

Вернемся к РД-180

Американским ракетам-носителям из семейства "Атлас" потребовался мощный, но достаточно компактный двигатель на топливной основе керосин-кислород. Для удовлетворения потребностей, США организовали конкурс и дали право участвовать даже другим странам. В 1996 году проект РД-180 выиграл конкурс и был выбран для ракет-носителей семейства "Атлас".

Однако, получив в руки российский двигатель, американцы не стали его устанавливать сразу, а провели необходимую доработку, исходя из собственных стандартов: параметры топлива, электроника, программное обеспечение и прочее. Первоначально двигатель использовали на "Атлас-3", а затем на "Атлас-5".

Почему Россия не использует собственный ракетный двигатель РД-180?
© nasaspaceflight.com

Двигатель отличный и в этом никто никогда не сомневался. Ведь именно РД-180 обеспечивал запуски таких эпохальных миссий, как LRO, MRO, Curiosity, MAVEN, Юнона и Новые горизонты.

Да, в некотором смысле США в самом деле зависят от поставок РД-180 и это устраивает далеко не всех. Были даже попытки запретить закупку российского двигателя на законодательном уровне, но пока неудачно. Однако время неумолимо летит вперед и в США налаживается массовое производство похожих двигателей, но уже с различными параметрами. Подрядчиков в этом вопросе очень много и за солидное вознаграждение готовы работать все, кто имеет опыт в данной отрасли.

Закупка и зависимость

За последние 18 лет почти 25% всех запусков США было осуществлено при помощи ракет-носителей "Атлас", а значит с участием российского двигателя РД-180.

Согласно первому контракту, американская сторона купила у России 101 двигатель РД-180 на сумму около 1 млрд. долларов. Не так давно был подписан второй контракт, который подразумевает покупку еще 20 двигателей, но уже по существенно завышенной цене и сумма превысила 1,5 млрд. долларов.

Что же США получили в итоге?

Американская сторона получил 121 отличный двигатель РД-180, потратив примерно 2,5 млрд. долларов. Кроме того, что США обеспечили себя "на черный день", так еще и могут свободно изучать российскую технологию, выявлять недостатки, дорабатывать и в итоге получить более качественный продукт, но уже собственного производства.

Ирония судьбы

В России есть потрясающий двигатель РД-180, но при этом нет ракет-носителей для его установки! Проект "Русь-М", подразумевающий создание ракеты под РД-180, правительство "свернуло" еще на этапе разработки. Проект "Ангара", использующий однокамерные РД-191/193, все еще на стадии разработки, доработки, переработки и лишь 2 запуска в далеком 2014 году.

Почему Россия не использует собственный ракетный двигатель РД-180?
© vladtime.ru

Таким образом, у России основными ракетами-носителями остаются "Союзы" и "Протоны", но эти советские технологии используются уже более 50 лет, а значит никакого прорыва, естественно, совершено не было.

Выходит, что РД-180, созданный гениальными людьми в России, не может использоваться в самой России, а вот в США с его участием были реализованы грандиозные космические программы о которых стране-создателю двигателя можно только мечтать.

На десерт

Стоит упомянуть Илона Маска с его компанией SpaceX, которая "ворвалась" на рынок коммерческих запусков, отобрав у ракет-носителей "Атлас" немалую долю заказов. Если "Атлас" меньше летает, то и потребность в РД-180 резко сокращается.

Частный космический сектор активно развивается не только на территории США, а значит конкурентов у России в этом сегменте все больше и больше.

Да, у России есть супер-двигатель РД-180, но только для продажи. Такой вот сапожник без сапог...


Следующее: Ирландия 1990 год: Моряки обнаружили на льдине пассажирку корабля Титаника?

Предыдущее: Топ 7 реалистичных фото космоса апреля 2019 года (Снимки)



Поделиться!