Ученые “оживили” части клеток 28000-летнего шерстистого мамонта

Знакомьтесь, Юка, древний вымерший шерстистый мамонт, бродивший по просторам современной северной Сибири примерно 28 000 лет назад. Ее история закончилась бы в “ледяной гробнице” вечной мерзлоты, но в 2010 году хорошо сохранившиеся мумифицированные останки Юки обнаружили ученые.

illustration (BBC)

Ученые из Японии пошли еще дальше и поместили ядра клеток Юки в яйцеклетки мышей, “оживив” в них биологическую активность давно вымершего зверя.

Как отмечает инженер-генетик Кей Миямото (Kei Miyamoto) из Университета Киндай (Япония), “это означает, что клеточная активность может происходить, несмотря на прошедшие века, и часть ее даже можно воссоздать”.

В ходе эксперимента исследователи извлекли у Юки образцы костного мозга и мышечной ткани и ввели меньше всего поврежденные похожие на ядра структуры в живые ооциты мышей (женские половые клетки на этапах роста и созревания).

Ученые “оживили” части клеток 28000-летнего шерстистого мамонта
Окрашенные зеленым и красным протеины ядра клеток мамонта в ооците мыши. (Kindai University)

Из 273.5 мг тканей мамонта удалось извлечь всего 88 ядерных структур. После вживления некоторых из них в ооциты, часть вживленных клеток продемонстрировала признаки клеточной активности, которая предшествует делению клеток.

В частности, сборку веретена, объединение гистонов и частичное формирование ядра, пишут авторы в статье, опубликованной в Scientific Reports. Полная активация ядра, наблюдаемая перед делением, не была подтверждена.

Несмотря на минимальность этой активности, сам факт, что ее можно наблюдать, несет огромный вес.

По сути это шаг к оживлению давно вымерших видов в стиле “Парка Юрского периода”. Хотя, конечно, до фактического оживления еще очень и очень далеко.

Для продолжения подобных исследований ученым требуются более качественные образцы ядер клеток и более продвинутые технологии. В ходе предыдущего подобного эксперимента, проведенного в 2009 году, исследователям не удалось добиться такого результата, и, по крайней мере частично, это было связано с технологическими сложностями.

Ну а пока авторы надеются, что метод проведения эксперимента станет “основой для дальнейшей оценки биологической активности в ядрах вымерших видов животных”.

Фотографию самого мамонтенка Юка можно посмотреть на посвященной ей странице в Википедии: Мамонтенок Юка.

—
О результатах сообщили в Scientific Reports.

Следующее: К середине века в Австралии исчезнет зима