Ученые выдвинули новую гипотезу о девятой планете Солнечной системы

Где-то на задворках Солнечной системы, за Нептуном, творится что-то необычной. Некоторые объекты летают не так, как им положено.

Самым распространенным объяснением уже долгие годы остается гипотеза о Девятой планете, и астрономы давно ее ищут. Но физики нашли альтернативное объяснение необычным орбитам объектов внешней области Солнечной системы.

Может, говорят они, там не один большой объект, а группа более мелких тел пояса Койпера или транснептуновых объектов (ТНО)?

Такое предположение выдвинули астрофизики Антраник Сефилиан (Antranik Sefilian) из Университета Кэмбриджа и Джихад Тума (Jihad Touma) из Американского Университета Бейрута (Ливан). Их исследование будет опубликовано в Astronomical Journal.

Ученые выдвинули новую гипотезу о девятой планете Солнечной системы

Предположение звучит знакомо, потому что Сефилиан и Тума не первые, кому пришла в голову такая идея. Но их вычисления впервыесмогли объяснить существенные особенности странных орбит этих объектов, при это учитывая влияние восьми известных планет Солнечной системы.

Впервые гипотеза о Девятой планете была представлена в статье 2016 года. Астрономы, изучающие карликовую планету в поясе Койпера заметили несколько транснептуновых объектов, “избавившихся” от сильного гравитационного притяжения газовых гигантов Солнечной системы. Петлевые орбиты этих объектов сильно отличались от орбит остальных тел пояса Койпера.

Несмотря на необычность, орбиты были близки друг к другу и не казались случайными. Создавалось впечатление, что “нечто” притянуло их в такое положение. Компьютерное моделирование показало, что виновником может быть “невидимая” планета-гигант.

До сих пор эта гипотетическая планета ускользает от астрономов, но в этом нет ничего необычного. Довольно сложно разглядеть настолько слабо освещенный объект на таком большом расстоянии, особенно когда мы не особо то представляем его местоположение. Тем временем, эта “невидимость” подтолкнула ученых к поиску альтернативных объяснений.

Сефилиан и его коллеги хотели найтименее кардинальное объяснение необычным орбитам транснептуновых объектов:

Мы подумали, а почему бы вместо гипотезы о девятой планете, и сопутствующих вопросов о ее образовании и необычной орбите, не попытаться оценить воздействие гравитации мелких объектов диска за орбитой Нептуна?

Ученые создали компьютерную модель всех необычных транснептуновых объектов, планет Солнечной системы (с учетом гравитации) и огромного диска обломков за орбитой Нептуна.

Поигравшись с массой, взаимодействием и положением диска, ученые смогли воспроизвести необычные петлевые орбиты “свободных” транснептуновых объектов.

Ученые выдвинули новую гипотезу о девятой планете Солнечной системы

Это решает проблему, с которой не смогли справиться ученые из Колорадского университета в Боулдере, впервые предложившие идею о суммарном притяжении нескольких тел в прошлом году. Хотя их вычисления объясняли гравитационное влияние на транснептуновые объекты, ученые не смогли объяснить, почему орбиты так наклонены.

Впрочем, одна проблема остается нерешенной: чтобы оказывать такой эффект на транснептуновые объекты, тела пояса Койпера должны иметь суммарную гравитацию как минимум нескольких масс Земли.

А по последним оценкам, масса пояса Койпера равняется всего 4–10% массы Земли.

Но согласно последним моделям формирования Солнечной системы, она должна быть намного больше, отмечает Сефилиан. Сложно целиком разглядеть диск обломков вокруг звезды, когда вы находитесь внутри этого диска. Вполне возможно, пояс Койпера намного больше, чем мы можем увидеть.

По словам Сефилиана, вполне возможно, что обе гипотезы верны. С открытием каждого нового транснептунового объекта мы становимся на шаг ближе к разгадке.

—

Исследование будет опубликовано в Astronomical Journal, а сейчас доступно на сайте препринтов arXiv.

Другие статьи по теме:
~ Почему мы не можем найти Девятую планету?
~ Зонд New Horizons нашел признаки наличия большой структуры на границе Солнечной системы