Для игры очерчивается площадка, в углу которой отмечается «дом кота», а по сторонам — «норы мышек». Роль кота играет ведущий, его выбирают с помощью считалки.
Игра начинается с присказки, которую произносит вожатый:
Мышки, мышки, выходите, Поиграйте, попляшите, Выходите поскорей, Спит усатый кот-злодей!
«Мышки» вылезают из «норок», приплясывают, бегают, повторяя хором слова:
Тра-та-та, тра-та-та, Нет усатого кота!
Но вот вожатый подает сигнал: «Кот идет!» Все «мышки» должны тут же замереть на месте и не двигаться. «Кот» обходит «мышек» и забирает себе домой тех, которые шевельнулись. Смелые «мышки» за спиной «кота» могут двигаться, но должны замереть, если «кот» повернется к ним.
Вожатый говорит: «Кот ушел!», и «мышки» снова «оживают». Игра продолжается. «Кот» меняется через 2—3 повтора, его выбирают из непойманных «мышек».
Игры во время купания (на берегу и в воде).