Со времен крушения под Смоленском самолета Ту-154 и гибели президента республики Польша Леха Качиньского на месте катастрофы побывали 12 польских комиссий; в версию о халатности экипажа они до сих пор не верят. Чем закончится эта долгая история – неизвестно. Но мы вспомним, как все начиналось.

Крушение польского самолета в России
Лех Качиньский

Весной 2010 года Лех Качиньский собирался посетить Россию. Визит не был ни деловым, ни политическим – предстояло почтить память жертв Катынского расстрела 1940 года. Утром 10 апреля президентский лайнер вылетел из Варшавы, на час позже запланированного времени. Примерно в 10:40 самолет заходил на посадку (как следует из расшифровки «черных ящиков» – в очень плохих погодных условиях – небо заволокло туманом), но потерпел крушение при опасном сближении с землей. Погибли все 96 пассажиров. Среди них – Лех и Мария Качиньские, командующие ВВС и ВМФ страны, командующий Варшавского гарнизона и прочие высокопоставленные чиновники.

Крушение польского самолета в России

Когда о катастрофе сообщили президенту России Дмитрию Медведеву, на место вылетели глава МЧС Сергей Шойгу, министр транспорта Игорь Левитин и глава СКП РФ Александр Бастрыкин. Комиссию, расследующую ЧП возглавил премьер Владимир Путин.

Позже многочисленные комиссии подтвердили, что посадка была вынужденной. Слишком многие обстоятельства сложились не в пользу пассажиров. Помимо плохих метеоусловий, взлетно-посадочная полоса не была пригодной для маневров. Предполагают также, что навыки экипажа оставляли желать лучшего. Но даже если так, зачем потребовалось сажать самолет в абсолютно непригодных для посадки условиях?

Крушение польского самолета в России

Задаваясь этим вопросом, многие грешат на вспыльчивый характер польского президента. Якобы посадка на запасном аэродроме могла сорвать траурные мероприятия, и поэтому было решено выбрать тот самый аэродром. Комиссия также установила, что в момент крушения в кабине пилотов находился главнокомандующий польскими ВВС Анджей Бесик. Он оказывал психологическое давление на экипаж, вынуждая выполнять сложные маневры в непригодных для этого условиях.

Крушение польского самолета в России

Но в феврале 2016 года расследование возобновили из-за смены руководства Польши. Иностранный эксперт Фрэнк Тейлор утверждал, что на борту произошел взрыв, повредивший левое крыло, а значит, о халатности и психологическом давлении не могло быть и речи. Российская сторона заявление опровергла, заметив, что утверждать факт детонации взрывного устройства на борту нет никаких оснований. Чем дольше дело расследовали польские эксперты, тем больше теорий возникало (в том числе, о российском вмешательстве). Вспомнили даже профилактический ремонт 2007 года, который лайнер проходил в России.

Крушение польского самолета в России

Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, ставьте лайки и мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов.