Помню, что над первоклассным боксером Фернандо Варгасом, самым молодым чемпионом в истории юниорского среднего веса, соотечественники жестоко издевались на протяжении всей его короткой карьеры. При этом причина тому была вот в чем: у Варгаса вообще нет ацтекских корней. «Для мексиканца это испанец!» — сказали они, выражая недовольство его происхождением.
Поэтому на вопрос "что случилось с ацтеками" отвечу сразу. Они стали мексиканцами, перейдя на испанский язык. При этом они во многом сохранили черты своей индийской культуры. В отличие от майя, живших в джунглях (простите, в сельве) и потому они как народ полностью сохранились, ацтеки расселились по более доступным землям и ассимилировались и стали основой нового народа. Но физически они никуда не делись — значительная часть мексиканцев — их потомки.
Теперь расскажем, что это было для народа.
В понимании самих жителей доколумбовой Америки ацтек — это «человек из Ацтлана», северо-западного региона на стыке современной Мексики и США. За 5-6 веков до основания Империи ацтеков оттуда началась миграция племен охотников и собирателей, которые впоследствии осели и покорили приходящие в упадок южные цивилизации. Это не обязательно были представители народов, к которым принадлежали те, кого мы сейчас называем ацтеками, а также основная масса их подданных.
В то время как у державы, завоевавшей значительную часть Мезоамерики, не было единого самоназвания у населения. Жители ведущего города Теночтитлана предпочитали называть себя мешика или теночки, а остальные подданные назывались в честь своих городов.
Имена и титулы звучат странно, но на самом деле там происходило то же самое, что и по всей планете – шла постоянная борьба за власть, где сильные угнетали слабых. Думаю, если перевести местные термины на итальянскую почву, многим читателям будет понятнее.
После того, как северные кочевые племена двинулись на юг, народ науа покорил и распустил самих тольтеков - это такие американские "этруски", более развитая нация, у которой все учились. В долине Мехико был основан «Латинский союз» во главе с доминирующим городом Аскапоцалько. Мексиканцы пришли почти поздно и несколько раз были изгнаны более сильными племенами, но в конце концов основали город Теночтитлан на одном из небольших озерных островов.
Сначала они были вынуждены подчиняться гегемонам, но во время набегов и межплеменных войн разбогатели, заключили договор с двумя соседними городами и сумели подчинить себе Аскапоцалько. После этого были другие «латины», т.е независимые города-государства, населенные народами группы науа. А потом и остальные индейские политики, которые были на этой благодатной земле.
Со временем Теночтитлан стал полностью доминировать над деревянным городом ацтеков и даже получил возможность назначать там вождей. На пике своих возможностей и сил население составляло более 200 тысяч человек. Было примерно столько же, сколько в Константинополе того времени, больше, чем в Париже (185 тысяч), больше, чем в Венеции (130 тысяч). Что касается других городов штата, то в союзном государстве Тлателолко население было примерно в десять раз меньше, а население других городов штата было в 10-20 раз меньше.
Это преимущество было достигнуто благодаря сельхозтехнике чинампена, позволявшей собирать в среднем 7 урожаев в год. Кроме того, на острове располагалась столица — это позволяло ловить рыбу или креветок. Животных, кроме собак и индюков, здесь не разводили. Но что-то было получено в качестве дани или через торговлю.
Обратите внимание: Кто такие и откуда появились ведьмаки.
Так как американцы не знали вьючных животных и колес, все грузы доставлялись людьми.Созданная в итоге ацтеками власть чем-то напоминала раннюю Римскую республику: полное невмешательство во внутренние дела покоренных, стремление доверять местным элитам, допуск мексиканских купцов на все подчиненные территории, сбор дани и военный союз.
Однако Латинский союз также был религиозным, и у науа не было единого культа. Были общие боги, но им поклонялись без какой-либо централизации. Попытки одного из правителей ацтеков возвысить статус своего племенного бога Уицилопочтли не привели к должному объединению. Да и степень самостоятельности подданных и налогов, видимо, не дотягивала до римских стандартов.
Поэтому историки часто сравнивают государство ацтеков с древней Ассирией, считая, что это была военная гегемония, ориентированная только на сбор дани. Крепкий центр, рыхлый внешний край, который время от времени повинуется. Тем не менее, элита зависимых государств при ацтеках довольно хорошо процветала, и население неуклонно росло. Они строили дороги не хуже римлян, чтобы можно было действовать и иногда наказывать непокорных вассалов.
И были частые бунты. У ацтеков, как и в Священной Римской империи, была выборная монархия, и после воцарения нового государя он был вынужден немедленно проводить военный поход против восставших городов. Со временем это стало традицией, и после коронации новый император сразу же отправился в поход. Иногда он даже присоединял новые земли, не только сохраняя старые. Мотекусоме I не удалось завоевать противоборствующие города, после чего он ввел практику «цветочных войн» — небольших изнурительных рейдов для захвата пленных, которые впоследствии были видоизменены в ритуальные войны, подобные объявленным Спартой для своих илотов.
Вообще религия этого состоятельного народа была прочно связана с культом смерти. Чтобы солнце не останавливалось, а продолжало свой небесный путь, ему следует регулярно приносить в жертву пленников. Так война и вера были для ацтеков неразделимы. Каждый воин-мужчина получал полный статус только после того, как захватывал нескольких рабов. Военная культура в Мексике была направлена не на убийство, а на взятие врага живым и относительно невредимым. Их оружейный комплекс и психология преследовали именно эту цель. Что, несомненно, мешало им против испанцев, привыкших к тотальной войне.
Но политика «цветочных войн» и то, что ради нее спасались независимые города, гораздо больше спасли центр государства ацтеков. Тлашкальцы заключили союз с прибывшими Кортесами и сумели свергнуть власть своих повелителей. В благодарность за это их земли были освобождены от налогообложения, и так продолжалось до обретения Мексикой независимости.
Но после испанского завоевания, даже несмотря на неизвестные болезни, ацтеки никуда не делись. Их дворянству были даны равные права с испанцами, и вскоре они ассимилировались с ними посредством смешанных браков. А простые люди остались теми же батраками, разве что перешли на кастильский язык.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Кто такие ацтеки и что с ними стало.