Кто такие пороховые обезьянки и почему их не было в русском флоте

Военный флот времен паруса – отдельный мир, внутри которого существовала строгая иерархия, положение в которой не всегда зависело от объема наличной власти. Да, капитан мог иметь статус бога, но в рядах его ангелов и посыльных не все имели офицерское звание. Потому что жизнь в бою и морском походе зависела от массы факторов.

Весьма почетной считалась должность корабельного плотника. Ему, как и корабельному врачу, даже строжайше запрещалось участвовать в бою. В такие часы ценному кадру полагалось находиться в трюме и отвечать за живучесть корабля. Что сводилось к максимально спешному устранению повреждений корпуса. Особенно ниже ватерлинии. И умению организовать работы в открытом море, позволявшие исправить недостачу в рангоуте. Ранг плотника (мы бы назвали это "классность") зависел от размеров корабля. Чем больше и серьезнее посудина, тем выше квалификация плотника на нем.

Где-то близко к плотнику стояли конопатчики. Этих имелось несколько, а в бою их ставили даже выше плотника (в походе – наоборот). Именно конопатчик отвечал за живучесть корабля в бою, за подводку пластыря на пробоину или водолазные работы. Естественно, профессия ушла вместе с деревянными корпусами боевых кораблей.

Кто такие пороховые обезьянки и почему их не было в русском флоте

Купор (это русская транскрипция немецкого слова "бондарь") заведовал бондарной тарой, в которой хранился не только порох, но и вода, солонина, запас сухарей и другой провизии. Серьезная должность. И представителям этой профессии доверяли закупку (и хранение) продовольствия и даже получение денежного довольствия на всю команду. Ну и распределять эти блага тоже.

Меж тем, куда известнее низшая каста – юнга. Это как бы ученик матроса и его место ниже самого забитого рядового моряка. Но даже юнги могли делиться на классы. В морской традиции Англии таких "юнговых" класса имелось целых три!

Юнги привлекались для работы на самых верхних парусах. Прежде всего из-за подвижности (забирались на верхотуру шустрее самого умелого матроса) и меньшего веса. А также работали уборщиками – такие штатные стюарды. Ну и порох в бою к пушкам тоже приходилось им таскать. Причем подносчики пороха и относились к самому низшей ступени морской иерархии – боям третьего класса.

Кто такие пороховые обезьянки и почему их не было в русском флоте

В ту пору у пушек никогда не хранили запасы пороха – любое ядро, пробившее борт, грозило бы катастрофой в таком случае. Все огни в бою гасились – оставляли только фонарь, от которого можно было "прикурить" потухший фитиль. Ну а порох из соображений безопасности хранили в крюйт-камере, откуда его и носили эти самые молодые ребята-юнги в специальных футлярах из кожи или дерева.

В английском флоте таких звали "пороховыми мальчиками" или "пороховыми обезьянками" (powder monkey). Причина такого прозвища проста. Из соображений безопасности и живучести корабля в бою на британских проектах коридоры, ведущие к крюйт-камере, делались все уже и уже. Так что постепенно дошли до того, что быстро транспортировать пороховые заряды физически уже взрослые мужчины не могли. И пришлось заменить их детьми, которых отлавливали по тому же принципу, что и матросов – по портовым городам. 10 лет возраста вполне устраивали вербовщиков.

В золотую эпоху пиратства мальчишек воровали не только официальные лица, но и пираты. Юркость, гибкость и небольшой рост высоко ценились и в таможенной службе – мальчишки запросто проникали туда, куда не мог попасть взрослый, и потому с легкостью отыскивали тайники с ценностями или контрабандой.

Кто такие пороховые обезьянки и почему их не было в русском флоте

Интересно, что в русском флоте аналогов пороховых обезьянок не существовало, чему причин несколько. Во-первых, немного иная архитектура корабля и отсутствие коридоров-нор вокруг крюйт-камеры. А во-вторых, по причине иного принципа набора во флот, отчего насобирать нужное количество мальчишек просто не получалось – рекрутский набор все же был более мягкий и гуманный, чем английская насильственная вербовка с отловом людей, не имевших постоянного занятия.

Кстати, одна из причин сужения коридоров, ведущих к пороху на британских кораблях, напрямую связана с практикой набора экипажа. Если людей доставляют на корабль без их согласия, то неудивительно, что прежде всего требуется ограничить возможность бунта для такого контингента. И узкий коридор – один из способов обезопасить крюйт-камеру от несанкционированного доступа – габаритный бузотер до нее не доберется, застрянет еще на дальних подступах.

× Поддержите подпиской наш телеграм-сайт: @battlez