Летом 1943 года немцы в воздушных боях с нашими истребителями применяли неизвестное ОВ

Летом 1943 года немцы в воздушных боях с нашими истребителями применяли неизвестное ОВ

В 1943 году в воздушных боях против советских истребителей, немецкие самолеты применяли неизвестное ОВ.

После войны советскими летчиками-истребителями было написано множество мемуаров, но подобные факты мне не встречались ни разу.

Узнать об этом удалось благодаря выписке информационно-разведывательного донесения военно-химического управления Юго-Западного фронта за июль-август 1943 года.

Летом 1943 года немцы в воздушных боях с нашими истребителями применяли неизвестное ОВ
Летом 1943 года немцы в воздушных боях с нашими истребителями применяли неизвестное ОВ

В нем сообщалось, что в ходе воздушных боев с немецкими самолетами появились случаи отравления наших летчиков неизвестным веществом.

При этом приводились примеры.

Так 18.07.43 года группа наших самолетов ЯК-1, которыми управляли летчики Ковалев, Еращенко, Павлов, Путько, (814 ИАП. Юго-Западный фронт) атакуя группу немецких бомбардировщиков, при сближении до 50-70 м. заметили, что из-под фюзеляжей части самолетов выделялась быстро рассеивающаяся дымообразная масса красноватого цвета.

В этой атмосфере летчики испытывали чувство резкого затруднения дыхания, головокружения, кратковременного потемнения сознания без ощущения какого либо запаха.

Летчик Ковалев потерял высоту до 500м. После посадки у всех летчиков наблюдалась в течение 2-3 часов головная боль и тошнота. Объективных изменений после посадки у них обнаружено не было.

С подобным случаем 23.07.43 года столкнулась другая группа наших летчиков во время воздушного боя с бомбардировщиками противника. Они так же наблюдали аналогичный выпуск дымообразной струи с самолетов противника, но в струю не попали, изменений в самочувствии не имели.

Это не было единичными случаями. Так 28.07.43 года на высоте около 1000 метров, группа наших истребителей попало в облако буроватого цвета.

Лейтенант Марков почувствовал раздражение глаз, верхних дыхательных путей и головную боль.

Мл. лейтенант Губаревич почувствовал запах "гари", жар по всему телу и пот. Быстро выйдя из облака, расстегнул воротник, и постороннее ощущение у него в полете исчезло.

Мл. лейтенант Школин получил легкое раздражение глаз и верхних дыхательных путей.

Летом 1943 года немцы в воздушных боях с нашими истребителями применяли неизвестное ОВ

Мне удалось пробить фамилии летчиков Маркова и Губаревича по БД на сайте «Память народа». Это летчики 116 ИАП Губаревич Иван Николаевич, Марков Василий Васильевич, и Школин (имя отчество установить не удалось) действующего в полосе Юго-Западного фронта.

Летом 1943 года немцы в воздушных боях с нашими истребителями применяли неизвестное ОВ
Летом 1943 года немцы в воздушных боях с нашими истребителями применяли неизвестное ОВ

3.08.43 года от действия неизвестного ОВ пострадал ст. лейтенант Середин (Середин Владимир Алексеевич. 866 ИАП Юго-Западный фронт).

Ведя бой на высоте 5000 метров с бомбардировщиками Ю-88, он попал в струю подобного дыма и потерял сознание. Самолет вошел в штопор. Очнувшись на высоте 700 метров, летчику удалось вывести свой самолет из штопора.

Полностью самочувствие летчика восстановилось лишь на следующий день.

Все пострадавшие летчики заявляют, что выпускаемый самолетами противника дым - это ОВ и отрицают его сходство с выхлопными газами мотора.

Это было очень высокоактивное вещество, ведь нахождение самолетов в этом дыму исчислялось от долей сек. до 1-2 сек. Вероятней всего это вещество заносилось в кабину самолета воздушной струей.

Выброс неизвестного вещества противник осуществлял в момент его преследования.

Ряд летчиков рассказывают об аналогичных случаях в другое время и на других участках фронта в 1942-43гг.

Больше никаких документов о применении немцами в ходе воздушных боев неизвестного вещества найдено не было.

Видимо его применение не нашло широкого распространения, так как, самолет, снаряженный этим веществом, нес угрозу не только самолетам противника, но и собственному экипажу, а так же экипажам соседних самолетов в случае его повреждения в бою или вынужденной посадки.

Ведь в подобных случаях экипажам самолетов необходимо было постоянно работать или в противогазах или в кислородных масках.