Малоизвестная святыня, которую почитают и христиане, и мусульмане

Ежегодно десятки, если не сотни тысяч туристов посещают руины древнегреческого полиса Эфес на западе современной Турции. Он был одним из крупнейших городов античности с населением в лучшие годы до 300 тысяч человек. Здесь сохранились многочисленные греческие и римские здания: термы (бани), гимнасии, стадион, библиотека, латрины (публичные туалеты), бордель, дома зажиточных граждан, два театра, несколько храмов… Но не только этим интересен Эфес. В городе и его окрестностях сохранился ряд святынь, которые привлекают паломников-христиан со всего мира: домик Девы Марии, могила Святого Луки, грот Святого Павла…

Библиотека Цельса - самое известное сооружение Эфеса.

Святой Лука, Святой Павел, Святой Иоанн,

Дева Мария – все побывали тут

Святой Иоанн, следуя завету Иисуса Христа заботиться о его матери, поселил Деву Марию в окрестностях Эфеса, где она и жила последние годы жизни и была похоронена после смерти. В результате раскопок в конце XIX века около горы Панайя Капули («Дверь к Деве»), где находится святой источник, около которого христиане отмечали праздник Девы Марии, были выявлены фундаменты I в. н.э.

"Домик Девы Марии" снаружи.

Сейчас здесь (в 7 км от ближайшего города Сельчук и в 5 км от Эфеса) находится небольшая церковь, которая считается домиком матери Христа и является местом паломничества христиан. Мусульмане также относятся к ней как к святыне.

Французская статуя Девы Марии.

Могила Святого Луки к востоку от агоры (торговой площади) Эфеса была идентифицирована по изображению быка на стенах крипты (склепа) под развалинами византийского храма (бык был символом святого). Исследования здесь велись в 1865, 1908 и 1990-х годах и показали, что изначально тут располагался фонтан II н.э. В V-VI веках н.э. он был перестроен в ранневизантийский храм Святого Луки с разноцветными фресками, мозаичными полами и мраморным декором, который был разрушен в VII веке н.э. Однако кладбище по соседству использовалось до XII-XIV веков.

Византийский храм Святого Луки.

Грот Святого Павла – небольшая пещера на горе Бюльбюль («Соловьиная»), которая еще в I-II веках н.э. использовалась ранними христианами. Здесь по легенде Святой Иоанн прятал Деву Марию, когда они только прибыли из Иерусалима в окрестности Эфеса. Отсюда название пещеры - Крифи Панайя («Спрятанная Дева). В безуспешных поисках могилы Девы Марии это место исследовали в 1892 и 1906 годах европейские археологи.

Вход в грот Святого Павла.

Второе название было дано в связи с обнаруженными австрийскими археологами в 1999 году фресками V-VI веках н.э., изображающими Святого Павла, его ученицу Феклу и ее мать Феоклейю. В XI-XII веках пещера еще использовалась как христианская часовня. Австрийские исследователи обнаружили на ее стенах более 500 граффити и надписей паломников с V века н.э. до XX-го.

Великолепная семерка

Но, помимо всех этих достопримечательностей, совсем рядом с руинами античного полиса находится еще одно место, которое в средние века привлекало множество паломников (как христиан, так и мусульман). Так, в начале XII века о нем упоминал русский игумен Даниил в своем «Хождении» в Святую землю: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася». Сейчас оно является объектом усиленной охраны со стороны турецких властей, так как связанная с ним история фигурирует в самом Коране.

Окрестности древнего Эфеса. Хам Артемиды указан кружком, пещера Семи спящих - стрелкой.

Так называемая пещера Семи спящих расположена на горе, примыкающей к Эфесу со стороны берега (изначально город был основан на морском побережье, но затем гавань заболотилась из-за речных наносов). На турецком языке она называется Панайир - «Девичья гора» (или гора Непорочной Девы). Конечно, в наши дни данное название связывается с культом Богоматери, но изначально здесь (в самой скале, совсем рядом с пешерой Семи спящих) располагалось древнее святилище малоазийской богини Кибелы.

Малоазийские богини - Кубаба и Кибела

От нее местные греки унаследовали культ богини Артемиды, которой в здешних местах в VI-V веках до н.э. был воздвигнут знаменитый храм, сожженный Геростратом в 356 году до н.э.

Обратите внимание: Олимпиада Эпирская - великая мать, которую избегал Александр Македонский.

Возведенный вместо него храм считался одним из Семи чудес света, но был разрушен уже в 400 году н.э. Местный языческий культ богини-матери с приходом христианства переродился в поклонение Деве Марии. История о Семи спящих также восходит к древним евразийским мифам - о происхождения созвездия Большой Медведицы, звезды которой трактуются как 7 мужчин и одна собака - звезда Алькор. В христианской традиции Дева Мария и Семь спящих иногда изображаются рядом.

Эфес был центром культа Артемиды многогрудой, чем подчеркивалась ее фертильность.

Согласно христианской версии легенды, в III веке н.э. в Эфесе жила семерка из местной «золотой молодежи»: Максимилиан - сын главы города и его друзья из эфесской аристократии: Малх, Мартиниан, Иоанн, Серапион, Дионис, Константин. (Иногда называются иные имена). Император Деций Траян (249-251 годы), прибыв в Эфес, приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать, так как были христианами.

Гора Пион.

Отроки укрылись в пещере на некой горе (Охлон, Селион или Пион – она же Панайир), где их замуровали язычники. Юноши уснули на 200 лет и пробудились уже в V веке при императоре Феодосии. Так как пещеру размуровали, младший из них отправился за хлебом в город, где пытался расплатиться монетой императора Декия, за что был задержан как скрывший старинный клад. Когда вся их история открылась, местный епископ провозгласил, что Господь через их пробуждение открывает тайну воскресения мертвых, укрепляя веру в воскресение плоти. Якобы затем юноши снова заснули и были отнесены в пещеру.

Схема византийского кладбища Семи спящих.

Данное предание воспроизведено в повествовании «Пещера» 18-й суры Корана (Асхаб аль-кахф). Во времена царя Дакьянуса молодые люди Дабарнуш, Маслиха, Кафататайюш, Сазануш, Максалина, Мармуш, Ямлиха уверовали в Аллаха, за что соплеменники подвергли их преследованиям. Спасаясь, они бежали из города и укрылись в пещере с собакой по кличке Китмир. Юноши обратились к Аллаху с просьбой смилостивиться над ними, и он усыпил их на 300 лет, а затем пробудил в назидание людям, после чего случилась известная история с монетой. Так люди узнали, что обещание Аллаха есть истина.

Кладбище Семи спящих в наши дни.

В Европе легенда получила популярность, благодаря Григорию Турскому, описавшему ее в VI веке в своем собрании чудес De gloria martyrum (автор утверждал, что узнал ее от одного сирийского переводчика. Во время крестовых походов европейцы нашли предполагаемые останки Семи спящих недалеко от Эфеса и вывезли их в качестве святых мощей в Марсель, где они поныне пребывают в аббатстве Святого Виктора. В 1926-28 годах на горе Пион были проведены археологические раскопки, в ходе которых обнаружились сотни могил V-VI веков н.э. с настенными надписями, посвященными Семи спящим.

Кладбище Семи спящих в наши дни.

В исламской традиции сказание об Асхаб Ал-Кахф обычно связывают с другими местами, например, с римским некрополем в окрестностях современного Аммана в Иордании или с городом Афшин (современная Турция), где действует мечеть Асхаб Ал-Кахф. Она выстроена на основе римско-византийского храма, в свою очередь основанного на месте культового сооружения хеттов, и хранит мраморные ниши, привезенные еще византийским императором Юстинианом.

Вход в кладбище Семи спящих в исламской версии в Аммане.

Изображение Семи спящих отроков распространены и в России: они почитались как целители животворящим сном от бессонницы. Одной из наиболее известных фресок является изображение Семи отроков в Успенском соборе Московского Кремля. Знаменита также белокаменная резная композиция на фасаде Георгиевского собора Юрьева-Польского. Икона «Святой Иоанн, Святой Евдокия, Семь отроков Эфесских» в серебряном окладе с тремя накладными серебряными позолоченными венчиками входит в число произведений, похищенных из Эрмитажа.

Семь спящих в русской иконописи.

Словосочетание «seven sleepers» стало крылатым в протестантской культуре XVI века. Влияние легенды можно заметить в «Исповеди английского морфиниста» Томаса де Квинси, сборнике Гёте «West-östlicher Divan», «Рип ван Винкле» Вашингтона Ирвинга, романе «Когда Спящий проснется» Герберта Уэллса и т. п. Словосочетание «семь спящих» закрепилось в шведском, норвежском, датском, немецком и венгерском языках как обозначение тех, кто спит давно и что-либо проспал.

Также в разделе:

Самый либеральный город Турции, или История одной гуманитарной катастрофы XX века

Не тот Париж… Французы против мусульман: все не так просто

На шарах… Полет на воздушном шаре над Памуккале

Как выглядит сейчас храм, который сжег Герострат? И чем он необычен?

Загадка здания Z в Пергаме: Чего не знали немецкие археологи?

Египетская сила: кому посвящена Красная базилика в Пергаме?

Что означают фигуры животных на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском?

Как христианство вернуло нас в матриархат

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Малоизвестная святыня, которую почитают и христиане, и мусульмане.