Миноносец — корабль, предназначенный для транспортировки минного оборудования и торпедирования судов противника.
Впервые миноносец появился в США в 1863 г. В России был создан маленький миноносец в 1877 г. и показан военным в качестве рекламного образца. Водоизмещение данного судна было 160 т. Он имел скорость 16 узлов и был вооружен всего лишь одним торпедным аппаратом. Офицерам военно-морского флота данное изобретение понравилось. Именно поэтому уже через год в Санкт-Петербурге был изготовлен первый российский миноносец «Взрыв» с водоизмещением 134 т при скорости 15 узлов и одним торпедным аппаратом. Длина данного миноносца была около 40 м. Он мог проплывать до 600 миль. На его борту был 21 член экипажа.
В 1883 г. на «Взрыве» был установлен и апробирован гидравлический привод руля и добавлены четыре пятиствольные пушки. В 1880 г. спущен на воду второй миноносец — «Батум» с водоизмещением 148 т, скоростью 15 узлов, вооруженный двумя торпедными аппаратами и пятиствольной пушкой калибра 37 мм.
В дальнейшем развитие миноносцев шло в направлении увеличения торпедного аппарата и скорости хода.
Увеличение числа орудий на миноносцах привело к созданию так называемых контрминоносцев, к которым относился «Сокол», спущенный на воду в 1895 г. В период Русско-японской войны 1904—1905 гг. возникла необходимость вести с морских судов навесный огонь по вражеским укреплениям с малых дистанций.
Идею создания нового вида оружия, такого как миномет, осуществил мичман С. Н. Власьев. Власьевым было предложено использовать 47-мм морское орудие, которое он разработал вместе с капитаном Л. Н. Гобято, для стрельбы шестовыми минами.
Первый миномет отлично выдержал все испытания. После этого во Франции, Англии и России заговорили
о создании для военно-морского флота такого корабля, который бы мог перевозить мины на любые расстояния вместе с оборудованием, способным приводить данную мину в движение. Именно такая цель и ставилась перед разработчиками военной техники. Большие миноносцы с мощным артиллерийским вооружением, водоизмещением до 700 т и скоростью до 25 узлов стали называться со временем минными крейсерами и после 1907 г. стали относиться к классу эскадренных миноносцев.
Начиная с Первой мировой войны, миноносцы подразделялись на три класса. Все крупные мощные корабли получили название «лидеры». Миноносцы, действующие в составе эскадры, относятся к классу эскадренных. И к третьему классу относились малые миноносцы, которые сегодня потеряли всякое значение и были заменены торпедными катерами.
В военно-морских флотах различных государств сохранились эскадренные миноносцы, их называют эсминцы и «лидеры».