В мировой истории было только два реально построенных космических челнока, которые летали в космос. Научная и промышленная мощь всего двух стран смогла подарить миру эти чудеса человеческой мысли. Этими шаттлами были американский «Спейс шаттл» и советский «Буран». Судьба обоих шаттлов разная.
Если американский космический шаттл прослужил делу космонавтики 30 лет и достойно ушел в отставку, то отечественный - совершив всего один полет по орбите с двумя витками вокруг Земли, был недостойно забыт. Затем программу свернули, а сам корабль уничтожили под обрушившимися крышами ангара на Байконуре. Два других шаттла «Буран» так и остались пылиться в ангаре на Байконуре.
Но сегодня мы здесь не для этого, а для того, чтобы рассказать вам об еще одном новаторском проекте космических челноков. И это не китайский проект и не японский. Это проект французского космического корабля "Шаттл". Так оно и есть, Франция, как ни странно, тоже крупная космическая держава. Фактически Франция контролирует Европейское космическое агентство.
Ядром ЕКА является научно-производственный и ракетно-космический комплекс во Франции. Так что европейские проекты и сегодня задают тон в мировом освоении космоса и фактически являются четвертым мировым центром освоения космоса после США, Китая и России. Космодром ЕКА расположен в Куру во Французской Гвиане в Южной Америке.
А теперь о самом проекте. Еще в 1977 году французский Национальный центр космических исследований CNES и французская компания «Aérospatiale» приступили к разработке многоразового космического самолета «Гермес». Проект был очень интересным. Вес устройства составил ок. 11 тонн. Hermes может доставить на низкую околоземную орбиту 4 тонны полезной нагрузки. Но это в режиме управления кораблем экипажем.
Был на «Гермесе» и автоматический режим полета. Как наш Буран. В этом режиме он был способен доставить на орбиту 5,5 т груза. Габариты шаттла были следующими: длина 12,55 м, высота 5,3 м, размах крыла 7,4 м. Разумеется, имелся и герметичный отсек со следующими характеристиками: длина 6,5 м, высота 2 м, ширина 1,7 м.
Как вы уже поняли, принцип запуска «Гермеса» на орбиту и его посадки мало чем отличались от «Шаттла» и «Бурана». Отличительной особенностью французского корабля было то, что он мог эксплуатироваться как гражданский самолет. Все это благодаря его аэродинамическим свойствам. Гермес должен был вмещать экипаж из 4 человек (2 пилота и 2 пассажира). Герметичный отсек составлял около 20 куб м. Корабль «Гермес» был оборудован системой аварийного спасения.
В первом случае, если авария произошла при старте ракеты, «Гермес» отделился от ракеты и приводнился по баллистической траектории в Атлантическом океане, недалеко от космодрома Куру. Парашюты помогли замедлить корабль. Однако в случае отказа второй ступени ракеты «Гермес» легко мог спастись. В этом случае «Гермес» совершит планирующий полет, чтобы приземлиться в Африке недалеко от Дакара, столицы Сенегала.
На самом деле запуск и реальные полеты на «Гермесе» обойдутся дешевле, чем тот же космический шаттл или советский «Буран», хотя бы из-за его компактности и аэродинамических свойств. Получается, что, например, развитие туристической составляющей космонавтики - французский "Гермес", как раз подошло к месту и могло бы стать серийным, и кто знает, может, в наше время полеты в космос в качестве туриста стали бы намного дешевле и более доступным.
Первый полет «Гермеса» планировался на 1995 год с использованием ракеты-носителя «Ариан» с космодрома Куру. В случае реализации проекта французская космонавтика сделала бы большой скачок в развитии и вышла бы на один уровень с отечественной и американской программами. Однако в силу различных причин, в том числе экономических, изменения политической ситуации и более тесного сотрудничества между ЕКА и американским НАСА, фактическая потребность в «Гермесе» отпала, и проект завершился в 1993 году.
Мы рады, что вам нравится и вы подписываетесь на страницу.
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: В истории мира существовали всего два, по-настоящему, построенных и летавших в космос космических челнока.