Мотоцикл — колесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом от 48—1200 см3 и более. Устройство мотоцикла включает несколько групп механизмов — двигатель, силовая передача, экипажная часть, электрооборудование.
Двигатель — карбюраторный; охлаждение — воздушное или водяное. Силовая передача — это коробка передач; передняя и задняя передачи, сцепление — дисковая муфта. Коробка передач — шестеренчатая. Передняя передача — от двигателя к коробке — цепная, задняя передача — от коробки к заднему колесу — или также цепная, или карданный вал.
Электрооборудование — это источники питания, генераторы постоянного или переменного тока, аккумуляторные батареи. И также приборы зажигания, освещения — фары, сигнализации, торможения. Самые первые мотоциклы появились в Европе в XIX в. В России в 1924—1932 гг. строились и испытывались первые мотоциклы в Москве, Ленинграде, Ижевске.
Современные мотоциклы различаются по своему назначению: дорожные, спортивные, специальные.
Дорожные мотоциклы — это универсальное транспортное средство, отличающееся маневренностью и простотой обслуживания и управления.
Спортивный мотоцикл — для занятий мотоциклетным спортом. Сконструирован на основе дорожного, но с более мощным двигателем, прочной рамой и одинарным седлом. Также спортивные мотоциклы используются для испытания новых конструкторских изобретений.
Специальные мотоциклы — это патрульные, военные, торговые.
Основные характеристики любого мотоцикла — это рабочий объем двигателя, мощность, максимальная скорость, масса. У спортивных эти показа* тели выше, чем у дорожных. Масса колеблется от 70 до 350 кг, скорость — от 60 до 250 км/ч и более. Диаметры цилиндров тоже различны — от 52 до 75 мм.
Объемы двигателей от 48—1200 см3. В России основные заводы, выпускающие мотоциклы, находятся в Ижевске, Коврове, Ирбите. Рабочий объем двигателя мотоциклов, производимых в Коврове — 175 см3, в Ижевске — 350 см3, в Ирбите — 650 см3. Также мотоциклы различных классов производят во многих странах: Франции («Мотобекан»), Германии (BMW, «Мюнх»), Чехии (JAVA), Японии («Хонда»), Дальнейшее развитие производства мотоциклов направлено на усовершенствование его конструкции, так как он является эффективным и экономичным транспортным средством.
Разновидность мотоцикла — мотороллер. Он имеет более комфортные условия для водителя. Двигатель мотоциклетный, расположен под сиденьем и закрыт кожухами, колеса меньше, чем у мотоцикла, передний щит внизу переходит в подножки. Но он менее чем мотоцикл устойчив при езде по неровной дороге, это его ограничение. Максимальная скорость до 100 км/ч.
Производство мотороллеров началось и в России, и за рубежом примерно в 1940—1950-е гг., но в начале 1970-х гг. выпуск их был прекращен в зарубежных странах. На базе и мотороллера, и мотоцикла выпускают трехколесные транспортные средства для транспортировки грузов до 150 кг.