"Я не дождался" или "Я не сдержал слово" - две, только на первый взгляд похожие, картины советского художника на одну и ту же тему.
Девушка пообещала дождаться парня из армии, а сама выскочила замуж за другого. И вот бывшие возлюбленные наконец-то встретились.
Но если присмотреться, то можно увидеть, что персонажи на двух полотнах ведут себя по-разному.
Автор обеих картин - народный художник РСФСР Николай Константинович Соломин (1916-1999). Участник Великой Отечественной войны, один из ярких представителей советского соцреализма. Писал жанровые, революционные и батальные сцены, а также портреты.
Названия его работ говорят сами за себя:
«В партизанском лагере» (1946)
«Колхозницы» (1964)
«Пришли с войны» (1967)
«Буденовцы» (1968)
"Чапаев, Фурманов, Петька с отрядом" (1989) и т.д.
Оба варианта картины «Я не сдержал слово» были написаны художником в конце 70-х – начале 80-х годов. Сюжет везде одинаков - возле колодца встретились парень, приехавший на мотоцикле, и его лживая невеста, приехавшая за водой. Иногда эти картины еще называют «Я не ждал».
Сразу видно, что прямо из армии в поселок парень не приехал, иначе он был бы одет в парадный костюм с дембельским блеском. Внешне он спокоен. Чтобы невеста его не ждала, он узнал во время службы и уже успел обдумать ситуацию.
Мотоцикл парня, скорее всего, говорит о том, что он приехал издалека. Возможно, его бывшая невеста переехала к мужу в соседнее село.
В чем разница между картинками?
Обратите внимание на молодого человека. Если девушка в обоих вариантах стоит с опущенными глазами, то парень ведет себя по-разному.
В первом варианте (1980 год, Екатеринбургский музей изобразительных искусств) он уверен в себе, смотрит прямо в лицо лжецу и даже, кажется, немного ухмыляется. Он явно чувствует себя не мучеником, а победителем.
Может потому, что его бывшая находится в интересном положении (это хорошо видно), но при этом сама ходит с двумя ведрами воды. А где ее муж, ради которого она оставила такого статного красавца? Заботится ли он о здоровье жены и будущих детей? Он не может принести воду сам?
Или мужчины уже нет - обратите внимание, на обеих картинах художник не показывает нам, есть ли у девушки кольцо.
На втором фото (1970-е, частная коллекция) парень сгорбленный, хромой и просто молчаливый, неспособный ни обвинить изменницу, ни простить ее. Кстати, здесь беременность девушки не так очевидна. Да и возраст персонажей явно старше, чем на первой картинке.
Так может они встретились через много лет, и уже все чувства, и любовь, и ненависть, окончательно приелись?
А что, если во втором варианте девушка ждала парня не то что с армии, а с войны?
Возможно, пронзительная история картины основана на личных переживаниях художника?
Дело в том, что сам автор, Николай Соломин, ушел на фронт добровольцем в народное ополчение в июле 1941 года. Он попал в плен и только весной 1945 года был освобожден американцами. Похороны пришли в семью в декабре 1941 года. Жена снова вышла замуж.
В Москву после всех проверок он вернулся в ноябре 1945 года. Дома Николая Соломина никто не ждал. У сына Николая 1940 года рождения другой отец. Младший брат сгорел в танке. Негде остановиться.
Спасенная картина. Он смог продолжить учебу в Суриковском художественном институте, прерванную войной. Он наладил отношения с бывшей женой, и они не делили общего ребенка, а воспитывали его вместе.
Сын Николай Николаевич Соломин пошел по стопам отца и тоже стал Народным артистом РСФСР.
А Николай Константинович Соломин спустя годы нашел свою любовь. Со второй женой они воспитали совместных детей — сына и дочь. Кстати, на картине 1980 года позирует Алена Николаевна Соломина.
Друзья! Поддержите автора, поставьте лайк и подпишитесь на страницу! Заранее спасибо.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Что происходит на картинах.