Говоря о любом сложном механизме, коим является танк, нельзя опираться лишь на «табличные» данные. Несомненно, любой ОБТ составляют миллиметры брони и калибр орудия, но все это так и останется сухими цифрами – без людей, которые ведут машину в бой. А их мнение редко попадает в критерии, которыми измеряют ту или иную машину. Более того, многие моменты часто остаются для служебного пользования, не получая должной огласки.

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
M1A1 Abrams во время операции "Буря в Пустыне", 1991 год

В сегодняшнем материале мы собрали мнения нескольких американских танкистов, которым приходилось служить на «Абрамсах». В первую очередь, нас интересовали не предположения о «вероятности подбить Т-90», а рутинные моменты каждодневной службы.

Гленн Нирона, 19K (Nineteen Kilo – квалификация, присваиваемая члену экипажа M1 после 15-недельного обучения)

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Вид через механический прицел с постоянной кратностью 8х, который доступен при отсутствии электричества

Наибольшее количество неприятных моментов у танкистов связано с гидравлическим приводом башни. Так, Гирона, служивший на нескольких модификациях M1 Abrams с 1995 по 2004 год, говорит о его ненадежности. Даже обслуженная по регламенту система часто текла на стыке насоса с приводом. Это самая частая поломка в мирное время. Гидравлика, которая обеспечивает поворот башни танка, заполнена огнестойкой жидкостью FRH. Агрессивный раствор приводил к раздражению кожи и ожогам. Более того, при наличии серьезного источника тепла он, все-таки воспламенялся.

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Вид на пулемет M2HB, у командирского люка. Танкисты считают конструкцию турели неудачной, так как наводка требует больших усилий

Вместе с тем, наводчик отмечает, что гидропривод башни «Абрамса» удобнее в наводке на цель, чем электроприводы танка Leopard 2A5. Но и здесь есть момент – полная зависимость от двигателя и вспомогательного генератора. Когда топливо закончилось, или же мотор вышел из строя, для наводки используются ручные кривошипы: два используют для наводки, а третий (прозванный танкистами «master blaster») используется для генерации напряжения, необходимого для активации электроспуска. При этом передаточное число даже очень сильному танкисту позволяет совершить полный оборот башни лишь за 2-2,5 минуты.

Крис Геддс, танкист с 9-летним стажем, служил на танках: M48A5, M60A1 и A3, M551A1, M1A1

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Танкист в стандартном комбинезоне Nomex 27\P. В основе несгораемый костюма специальный жилет, к которому можно подключить шланг с прохладным воздухом. Но это резко увеличит расход топлива

В первую очередь наводчик отмечает неудобный тепловизионный прицел (справедливо лишь для M1A1). Тепловизионный канал не синхронизирован с основным прицелом, что мешает использовать его в дневное время – что бы прицелиться в тумане или дыму – данные двух прицелов будут различными.

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Вид с места заряжающего. "Захламленность" башен танков обусловлена стесненными (даже по меркам танка) внутренним объемам

Еще одним минусом танкист посчитал приводы пулемета M2, установленного у башни командира. Из-за неудачного расположения, наводить пулемет по вертикали неудобно, а более-менее точное прицеливание требует максимальной силы. По мнению танкиста, в M60A3 командирский пулемет был удобней. Стоит отметить, что это потеряло актуальность с внедрением дистанционно-управляемой турели CROWS. И самое главное: огромный M1A1 теснее, чем M60. Особенно достается наводчику, который должен ограничивать движения из-за наклоненного борта башни.

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Используя ручные приводы, башню "Абрамса" можно повернуть на 360 градусов за 2 минуты

Еще один момент, к которому склонялись несколько танкистов – это отсутствие кондиционера. Стереотипное мнение гласит, что зарубежные танки – это образцы комфорта. Не буду спорить в общем, но с жарой в боевом отделении справляются странно. Так, по словам Геддса, за охлаждение воздуха отвечает система защиты от оружия массового поражения. Она охлаждает отфильтрованный воздух, под давлением нагнетая его в боевое отделение. Но это требует постоянной работы прожорливого 1500-сильного двигателя на высоких оборотах, да и охлаждение индивидуальное – специальную трубку необходимо подключить к охлаждающему жилету.

Бейсил Донован, бывший заряжающий M1A1 Abrams, участник операций «Буря в Пустыне» и «Щит Пустыне»

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Башня нависает над люком механика-водителя, что привело к запрету на езду с открытым люком

Конструкция люка механика-водителя, которая может привести к его травмам при повороте башни. По словам танкиста, в ФРГ был один летальный случай, когда мехвода зажало между корпусом и башней. С тех пор механик-водитель в армии США может ездить с открытым люком лишь тогда, когда никто не видит, или если он один в танке. Правда, этот «недостаток» больше относится к человеческой невнимательности. Но отсутствие датчика открытого люка у наводчика – удивляет.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграме!

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – иные тексты об «обратной стороне» известных танков:

  • Зачем американские танкисты пишут слова на стволах M1 Abrams?
  • На учениях армии США заметили советскую гаубицу Д-30
  • Внутри танка "Абрамс" - в каких условиях работает экипаж?
Категория: История

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов
Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов