Писатели и кинематографисты любят работать с темой победы Англии над Непобедимой армадой – уж очень фактурная база для самых разных фантазий. При этом, читая или рассматривая произведения из данного сегмента, иной раз диву даешься всей аляповатости, которой умудряются достичь иные творцы.

Самая частая ошибка, пожалуй, состоит в том, что авторы ставят на корабли той эпохи штурвалы. Тогда как их там не может быть в принципе – их изобретут только около 1595 или 1605 года, а общепринятым средством управления корабля они станут и вовсе лет через сорок. А до той поры малые суденышки приводили к ветру румпелем или особым рычагом – колдерштоком. Так что место рулевого на тогдашнем паруснике было или между палуб, где он ворочал здоровое бревно, согласно команды офицера, или качающийся рычаг, который несколько упрощал манипуляции все тем же здоровым бревном, выполнявшим роль румпеля.

О создании гаранта независимости Англии
Румпель - рычаг, приводящий в движение судовой руль
О создании гаранта независимости Англии
Колдершток соединялся с румпелем и значительно упрощал управление рулем

Если уж быть совсем беспристрастным, то в эпоху королевы Елизаветы I во флоте не произошло никаких существенных сдвигов. Так что Британия победила не благодаря техническому перевесу (хотя тот имелся, если разобраться), а из-за рокового стечения обстоятельств. А вся честь флотских реформ должна принадлежать ее отцу – Генриху VIII. Не болей тот так морским делом, Англия бы, возможно, превратилась в одну из отсталых колоний Испании, поставлявшей, впрочем, неплохую шерсть.

Когда Генрих VIII Тюдор добрался до престола, военно-морского флота как такового не существовало. В наличии имелось всего шесть кораблей, два из которых еще как-то могли считаться крупными. Остальные, скорее, принадлежали к категории вспомогательных. Собственно, Генрих VII, оставивший дела страны в таком плачевном состоянии, руководствовался общепринятой в то время практикой – в случае нужды нанимать недостающие единицы из рядов флота торгового. Собственно, особой конструктивной разницы между боевым судном и военной посудиной тогда не существовало – при необходимости мирные корабли быстренько довооружались да комплектовались экипажем по более плотному штатному расписанию – только и всего.

О создании гаранта независимости Англии
Примитивная корабельная артиллерия того времени
О создании гаранта независимости Англии
На нее не возлагали особых надежд - после пары залпов корабли шли на сближение, стараясь взять противника на абордаж

Первый из двух крупных кораблей был когда-то захвачен у шотландцев (в 1488) и изрядно подгнил, так что его списали в 1513. А второй долгое время ходил по морям в качестве купеческого судна (купили в казну в 1487), и только в 1512 более-менее его модернизировали. И то потому, что на нем случился пожар.

Генриху VIII в ту пору сильно гадил просвещенный француз (сначала Людовик XII, а потом сразу Франциск I), так что ему требовалась некая сила, способная оградить Острова от Франции. Ей и должен был стать флот – постоянный и исключительно военный, причем с самого своего рождения.

Генрих взошел на престол в 1509 и сразу же повелел заложить два сильнейших корабля своего времени. Один из этих кораблей, между прочим, по воле обстоятельств сохранился и его даже можно посмотреть, пощупать – это каракка "Мэри Роуз", ныне сохраняемая в Портсмуте.

О создании гаранта независимости Англии
Как выглядела каракка Мэри Роуз, с сайта maryrose.org

Корабли спустили в следующем 1510, а всего за первые пять лет флот Англии увеличил численность в пять раз. Но к началу войны резко увеличить численность кораблей все одно не поспели – она началась в 1511. Тем не менее, наличие таких мощных кораблей противников с той стороны пролива крепко озадачило.

Во-первых, примерно тогда изобрели пушечные порты, так что все корабли Генриха VIII строились уже с учетом многоярусного расположения артиллерии, а во-вторых, корпус судна отныне имел не клинкерную обшивку (это когда каждая последующая доска пускается внахлест, с напуском), а вгладь (доски стыкуются торцами). Такой метод позволял увеличить скорость хода и упрощал процедуру прорезки портов.

А еще, учитывая особенности условий навигации в проливе, англичане совершили хитрый шаг, массово начав постройку весельных барж – своеобразный эрзац крайне необходимых тогда галер. Английские суда получились легче французских галер, а их корпуса имели большее удлинение. За счет чего при сопоставимой скорости хода (при меньшем количестве гребцов), они отличались завидной маневренностью. В случае встречи с французской галерой баржи старались пристроиться в кильватер, расстреливая корму французов – конструктивно те там не имели артиллерии. А в случае, если галера разворачивалась носом для ответа назойливым англичанам, баржа попросту уходила от удара, используя хорошую маневренность и неплохие разгонные данные.

Так же при Генрихе развернулась постройка серийных кораблей – до того каждый проект был индивидуален. А теперь брался некий типовой проект и по нему сразу выполнялось последовательно несколько копий. Изменения вносили в каждую последующую копию (своеобразная работа над ошибками), но они были минимальными.

О создании гаранта независимости Англии
Английский галеас "Swallow", ок. 1546 г.

Больше всего строили галеасов. Собственно, это были крупные галеры, которые можно условно отнести к противогалерным силам. Корабли считались парусно-гребными, но, в отличии от галер, весла у галеасов относились к вспомогательному движителю, а не основному. Раньше для весел в таких кораблях применяли пушечные порты, но теперь гребцов разместили ниже, что позволило, при случае, увеличить мощь бортовой артиллерии. Правда, большинство таких универсалов вскоре переоборудовали под полноценные парусные носители артиллерии.

Кстати, те галеасы выполнялись без лишних высоких надстроек на носу и корме, с полностью зарытой палубой. То есть это были чисто артиллерийские корабли, а не универсальные десантные баржи с большим количеством пушек, как раньше. Англичане решили делать упор на огневом бое, а не на абордаже. К тому же, отказ от лишней парусности борта (надстройки-то исчезли), давал выигрыш в управляемости, маневренности и мореходности.

О создании гаранта независимости Англии
Генрих VIII отплывает из Дувра, 1520 год. Картина XVI века, размещена во дворце Хэмптон-корт

Что касаемо первенца "Мэри Роуз", то это был самый любимый корабль короля, много лет державшего флагманский вымпел. И, надо сказать, заслуженно – по своим временам это было очень грозное судно, прозванное экипажем "убийцей" – французам крепко доставалось от него. К сожалению (а для нас - к счастью), корабль погиб через 34 года службы, в 1545 году. Прямо во время боя, при относительно спокойном море.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Незадолго до трагедии вооружение флагмана усилили, поставив на верхние палубы более мощные пушки. Это немного ухудшило показатели остойчивости. Вдобавок, во время последнего боя команда допустила грубую ошибку: дав залп одним бортом, корабль стал разворачиваться, чтобы ударить по противнику с другого. Порты с обеих сторон оставались открытыми – с одной стороны изготовились к стрельбе, а с другой спешно перезаряжались. В момент, когда корабль находился бортом к ветру, налетел шквал, накренивший судно. Вода пошла в открытые порты нижней палубы. Началась паника и время, отведенное на спасение корабля, оказалось упущено. Флагман короля "Мэри Роуз" лег на борт и затонул. К великому горю Генриха. Но к величайшей радости современных ученых, которые имеют уникальную возможность детально его изучать, подняв со дна морского во второй половине XX века.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.