Общественная организация насекомых на примере муравейника

По мнению ученых-энтомологов, организационная структура муравейника очень напоминает человеческое сообщество. Как и у человека, в муравьиной семье есть собственная иерархия: самки, рабочие и солдаты.

Каждый социальный класс муравьев выполняет свои, определенные ему потребностями муравейника, задачи: самки занимаются воспроизводством потомства, рабочие строят жилье и содержат его в порядке, солдаты охраняют территорию и добывают пищу, которой кормятся все члены муравьиного коллектива – одним словом, муравейник это живой механизм, составные элементы которого обеспечивают его правильную работу.

Если какая-то часть этого механизма перестанет работать, то существование муравейника станет невозможным: не будет самок – не будет будущего поколения; не будет рабочих – некому будет ремонтировать стены муравьиного города, и он постепенно разрушится под воздействием сил природы: не будет солдат – некому будет охранять многочисленную общину, и она станет легкой добычей врагов.
Общеизвестно, что залогом существования и развития любого общества является язык. Язык – это универсальное средство общения, которое позволяет его носителям действовать сообща. Взаимосвязь между собой муравьи организуют при помощи специальных средств коммуникации.

Ученые предполагают, что информацию друг другу муравьи передают через расположенные у них на голове усики-антенны. Как именно осуществляется данный процесс, существует множество теорий и гипотез, но сам факт обмена информацией между этими удивительными существами проверен и экспериментально доказан. Кроме того, муравьи способны не только различать тысячи оттенков запахов и по ним определять принадлежность друг друга к семье, но и сами могут оставлять так называемый «пахучий след», используя пахучие железы для передачи сигналов тревоги и защиты от врагов.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что организация муравьиного социума требует пристального изучения и как знать, возможно, человеку удастся установить с ним разумный контакт.