ОДНОКОМАНДНАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ

ОДНОКОМАНДНАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ

Радиоуправляемая авиамодель, рассчитанная на однокомандную аппаратуру, разработана в авиамодельной лаборатории Московского дворца пионеров и школьников. Построил ее воспитанник дворца Саша Лавринович. Она проста по схеме и конструкции, но, несмотря на это, обладает хорошими летными качествами и легко управляется. Чтобы иметь представление о ее летных данных, достаточно сказать, что Саша Лавринович, выступая с этой моделью на Всесоюзных соревнованиях школьников в 1967 году, занял второе место, а на городских соревнованиях в 1968 году стал чемпионом Москвы среди школьников.

На модель можно поставить мотор МК-12В 2,5 см3. Для изготовления каркаса применен обычный материал: липа, сосна, авиационная фанера. В незначительном количестве, в основном для нервюр крыла и хвостового оперения, применена бальза.

Фюзеляж состоит из двух ферм-боковин, собранных отдельно. Основными силовыми элементами ферм являются два лонжерона. Верхний имеет толщину 5 мм, ширина его — переменная, повторяет верхние обводы фюзеляжа. Нижний в носовой части имеет сечение 5х5 мм, к хвостовой части он плавно уменьшается до сечения 3х3 мм. Оба лонжерона соединяются между собой раскосами сечением 5х3 мм. Лонжероны и раскосы изготовлены из липы.

После сборки две боковые фермы фюзеляжа соединяются вместе со шпангоутами, расположенными в носовой, хвостовой и средней частях фюзеляжа, в районе передней и задней кромок крыла. Носовой шпангоут изготовлен из фанеры толщиной 5 мм, остальные — из фанеры 1,5 мм. В промежутках между шпангоутами установлены дополнительные поперечные распорки из липы сечением 5х3 мм.

У полностью собранного фюзеляжа наружные углы лонжеронов слегка закругляют. Каркас склеен на эмалите (аэролак А-1-Н).

Крыло — неразъемное, однолонжеронной конструкции. Собирается отдельно по половинкам, которые затем соединяются в центре. Нервюры крыла изготовлены из бальзовых пластин толщиной 2,5 мм и обработаны по шаблону в общем пакете. Задняя и передняя кромки крыла — бальзовые, сечение передней — 10х10 мм, задней, конусной — 8х20 мм. Лонжероны — сосновые, сечение каждой полки — 3,5х10 мм, с сужением к концу до 3,5х6 мм. Законцовки крыла вырезают из пластины бальзы толщиной 4 мм по контуру крыла, а затем вставляют между полок лонжеронов и кромками.

В центральной части обе половины крыла соединяются фанерной вставкой шириной 22 мм, толщиной 6 мм под углом 10°. Передняя и задняя кромки соединены на ус с прямыми отрезками кромок в средней части крыла. Среднюю часть крыла (две средние нервюры) желательно оклеить бальзовой пластиной толщиной 2,5 мм.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ:

длина — 1235 мм, размах крыла — 1620 мм, площадь крыла - 40 дм2, размах стабилизатора — 600 мм, площадь стабилизатора — 10 дм2, полетный вес модели — 1600 г, вес бортовой аппаратуры — 550 г, воздушный винт стандартный, диаметр его — 220 мм.

ОДНОКОМАНДНАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ

Крыло крепится к фюзеляжу резиновой лентой, для чего в фюзеляже, в местах расположения передней й задней кромок, установлены буковые штыри ø 8 мм.

Стабилизатор по конструкции аналогичен крылу. Нервюры, кромки и закругления — бальзовые, лонжероны — из сосны. Сечения передней кромки — 6х6 мм, задней — 15х4 мм, полок лонжерона — 6х3 мм. Стабилизатор на хвостовой части фюзеляжа укреплен наглухо, строго по осевой линии модели. Таким образом, угол его установки равен 0°.

Киль состоит из нервюр передней и задней кромок, сделанных из бальзы. Лонжерон его — двухполочный, сечение полок — 3х3 мм.

Руль поворота и форткиль изготовлены из бальзы толщиной 5 мм. Руль поворота укреплен на петлях из ниток. Киль к хвостовой части фюзеляжа прикреплен наглухо.

Шасси — трехколесное, изготовлено из проволоки ОВС толщиной 2,6 мм. Оно прикреплено к фюзеляжу наглухо и в процессе эксплуатации не снимается.

Колеса имеют дюралюминиевые ободы и резиновые пустотелые шины.

Двигательная установка состоит из мотора, моторамы и топливного бака. Мотор укреплен на дюралюминиевой мотораме, изготовленной из угольника размером 50х50 мм. Моторама крепится к переднему шпангоуту фюзеляжа тремя винтами, с помощью которых можно изменять угол наклона оси двигателя в небольших пределах. Бачок для горючего — прямоугольной формы, объемом 35 см3. Он склеен из прозрачного целлулоида, что облегчает контроль за количеством горючего; установлен в верхней части фюзеляжа вплотную к переднему шпангоуту.

Модель обтянута микалентной бумагой в один слой и покрыта четырьмя слоями нитролака А-1-Н.

Аппаратура радиоуправления состоит из приемника, имеющего один канал связи, и трех батареек КБС-0,5. Две из них соединены последовательно и служат для питания приемника и магнита, включающего цепь питания рулевой машинки от третьей батарейки.

Для доступа к радиоаппаратуре средняя часть фюзеляжа (под крылом) не имеет обтяжки. При снятии крыла открывается доступ к радиоаппаратуре. Батарейки питания установлены в передней части отсека и укреплены резиной. Приемник завернут в листовой поролон и уложен в отсеке сзади батареи. Такое расположение предохраняет приемник при грубых посадках или аварии модели. Электромагнит представляет собой реле со снятой контактной системой. Лучше всего подходит реле марки РП-2. К якорю реле припаивается рычаг длиной 80 мм, который с помощью тяги соединяется с качалкой руля поворота.

Катушка электромагнита наматывается проводом с шелковой изоляцией толщиной 0,3 мм. Электромагнит закреплен на фюзеляже наглухо и в процессе эксплуатации не снимается. Для возврата руля поворота после подачи команды в исходное положение на противоположной стороне руля имеется качалка, к которой укреплена возвратная пружина. Второй конец пружины укреплен на киле. Длина пружины — 50 мм, диаметр витка — 8 мм, толщина проволоки — 0,3 мм.

Управляют моделью с помощью радиопередатчика. Модель регулируется так, что без подачи команды самостоятельно делает разворот влево, при подаче команды руль поворота поворачивается вправо и модель также разворачивается вправо. При подаче периодических сигналов с интервалами в одну секунду модель летит по прямой.

Модель будет хорошо летать и без сложной регулировки, если добиться, чтобы крыло и стабилизатор не имели перекосов, центр тяжести находился на 25% хорды крыла от передней кромки, а установочный угол крыла по отношению к стабилизатору был равен 3°. Дальнейшая регулировка производится только отклонением оси двигателя. Во время регулировки нужно добиваться, чтобы модель одинаково хорошо управлялась как на работающем моторе, так и с остановленным мотором на планировании. Для этого достаточно отклонения руля поворота на 15° от нейтрального положения.

Ю. ХУХРА, руководитель авиамодельной лаборатории

Московского городского дворца пионеров и школьников