Разработка оружия, как ни что другое, зависит от политических решений. Неоднократно прорывы в ВПК совершались по воле мудрых руководителей, но также часто передовые разработки оказывались забытыми – по политическим причинам. Подобная судьба сложилась у первого бронетранспортёра, выпущенного в постсоветской России.

Оказался ненужным: история инновационного БТР-90

Первый БТР России

Несмотря на мощную производственную базу, и начатые перспективные разработки, армия РФ долгое время опиралась на советское вооружение. Так, до середины 2000-х, основными бронетранспортёрами российской армии оставались советские БТР-70 и БТР-80. Несмотря на положительные стороны этих машин, современные конфликты требовали иного вооружения, что подтвердили конфликты в Афганистане и Чечне. В частности, рассчитанным на полномасштабные военные действия транспортёрам, не хватало бронирования, и защиты от взрывных устройств, а пулемётное вооружение ограничивало оборонительные возможности.

Оказался ненужным: история инновационного БТР-90
Оказался ненужным: история инновационного БТР-90

Изменить ситуацию решили специалисты Горьковского автозавода – в начале 1990-х началась разработка перспективного БТР ГАЗ-5923. В 1994 году первую опытную машину впервые показали публике. БТР, собранный на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), визуально был похож на предшественников, но на этом сходства заканчивались. Машина стала больше и тяжелее – 22 тонны веса (масса БТР-80 – 12,6 тонны), и длина в 8,2 метра. «Прибавку» обусловило улучшенное бронирование, которое позволяло выдерживать обстрел из крупнокалиберных пулемётов, и V-образное днище, улучшающее выживаемость при подрыве на минах.

Оказался ненужным: история инновационного БТР-90
Оказался ненужным: история инновационного БТР-90

Увеличившиеся размеры машины позволили сделать новый десантный люк, который образовывал удобную подножку при открытии, что сделало возможным ведение огня из ПЗРК или гранатомётов. Возросшие габариты придали простор боевому отделению – внутренний объём машины составил 12 кубометров, а грузоподъёмность «подросла» до 7 т.

Конструкция БТР-90 позволяла устанавливать множество боевых модулей – вплоть до башни БМП-3 со 100-мм пушкой. Что примечательно, опытный образец получил орудийную установку с 30-мм автопушкой 2А72, 7,62-мм пулемётом, гранатомётом АГС-17, и ПТРК «Конкурс». Упрощённую версию этого «набора» позже приспособили на БТР-82А (без гранатомёта и ПТРК). Также впервые на БТР «советской школы» появилась двухместная башня, что вкупе с грузоподъёмностью позволяло создавать на базе БТР-90 машины с тяжёлым вооружением.

Оказался ненужным: история инновационного БТР-90

Вторым важным новшеством было оснащение – в частности, долгожданный кондиционер и БИУС (бортовая информационно-управляющая система). Последнее улучшение впервые было установлено на отечественный БТР – БИУС позволяла автоматизировать управление двигателем и трансмиссией, что положительно сказывалось на ресурсе и динамике машины. К слову, мобильность была на высоте – несмотря на возросшую массу, 510-сильный турбодизель 2В-06-2С позволял развить свыше 100 км\ч на шоссе, или 50 км\ч по пересечённой местности.

Оказался ненужным: история инновационного БТР-90

Отдельно стоит отметить автоматическую гидромеханическую реверсивную КПП - её гидрообъёмная передача позволяла «делить» скорость вращения между рядами колёс. Как следствие, БТР-90 мог развернуться почти «по-танковому» на месте, а скорость движения назад и вперёд была одинаковой.

Слишком хорош?

В 2004 году первая партия БТР-90 была готова к государственным испытаниям, которые были завершены к декабрю. Комиссия оценила превосходство машины над предшественниками, и рекомендовала серийное производство БТР-90. Казалось бы, всё идёт штатно – уже в 2008 году «первый российский бронетранспортёр» БТР-90 приказом №324 был принят на вооружение Российской армии, но даже в 2009 году в частях не было ни одной машины. Где подвох?

Оказался ненужным: история инновационного БТР-90

В октябре 2011 года стало официально известно, что БТР-90 не внесли в список закупок Минобороны. Несмотря на лучшее бронирование, грузоподъёмность, и мобильность, военные остались верными БТР-80, позже «доросшему» до БТР-82А. Причиной непостоянства чиновников стала смена требований – теперь военных (справедливо) не устраивала компоновка машины с кормовым расположением двигателя. Это возвращало к десантированию через боковые люки, что оставляло солдат без прикрытия. Учитывая это, преимуществами БТР-90 можно было пожертвовать в пользу перспективных разработок, взяв доступный БТР-82А в качестве «промежуточного» варианта.

Оказался ненужным: история инновационного БТР-90
Оказался ненужным: история инновационного БТР-90

В 2009 году на АМЗ начались работы по изменённому «девяностому» - с двигателем в передней части корпуса. Загадочный БТР «Гильза» должен был решить проблему перспективного шасси, но снова «не сложилось». В 2010 году журнал «Красная звезда» впервые опубликовал сведения о перспективных разработках – «Курганец», «Армата», и «Бумеранг». Последний должен стать транспортёром нового поколения, разработку которого отдали АМЗ – а уже в 2015 году были показаны первые образцы БТР «Бумеранг». Так «неудачный» БТР-90 «пропустил» проверку эксплуатацией, перейдя в разработки нового поколения.


Поделись!