ПАРУС В НЕБЕСАХ

ПАРУС В НЕБЕСАХ

У самолета было очень много предшественников. О воздушных шарах достаточно хорошо известно. Но тот самый игрушечный змей, который носится по небу с развевающимся мочальным хвостом, тоже дал пищу для пытливого ума исследователей.

Попытки летать на змеях больших размеров уходят в глубину веков. Особенно активно к полетам на простейших летательных аппаратах подключились пионеры авиации в конце XIX — начале XX века.

Наш соотечественник А. Ф. Можайский летал на большом змее, буксируемом тройкой лошадей. Полеты немца Отто Лилиенталя, превратившиеся в методическое исследование крыльев, были высоко оценены отцом русской авиации Н. Е. Жуковским. Один из первых русских пилотов, Б. И. Российский, летал на простейшем аппарате, разгоняясь для взлета на санях с горы. Аналогичные полеты были у П. Н. Нестерова, А. Н. Туполева.

Все эти аппараты объединяла одна общая черта — они не имели органов управления, присущих современным самолетам и планерам (элеронов, рулей высоты и поворота). Управлялись они перекосом (передвижением) тела пилота. Тем самым изменялось положение центра тяжести аппаратов. Они получили название балансирных.

Увеличение веса летательных аппаратов сделало невозможным управление балансировкой, и балансирные планеры были преданы забвению.

В наше время старая идея возродилась на новом уровне. Начался поиск планирующих средств спасения космических аппаратов, и планеры-змеи послужили исследованиям космоса. Американский космический корабль «Джеминай» планировал на гибком крыле — параглайдере. Эта же идея получила спортивное воплощение.

В последние годы во всех концах нашей страны снова начались эксперименты со змеями.

Группа братьев Казенновых, при Саратовском университете, испытала несколько конструкций плоского пятиугольного змея, коробчатый змей известного саратовского авиамоделиста А. Ф. Григоренко и параглайдер — гибкое крыло.

В Москве работает энтузиаст водных лыж и полетов на змеях С. И. Любимцев. В Куйбышеве, Минске, Киеве, Ташкенте, Томске, Новосибирске и Владивостоке построены змеи, проводятся их испытания. Советские воднолыжники готовы начать заниматься этим спортом.

Опыты саратовских энтузиастов начались с пятиугольного змея и завершились облетом змея с гибким крылом (параглайдера). Здесь подробно описывается эта конструкция (рис. 1, 2), хотя большинство деталей и узлов от нее подходит и к змею пятиугольному и комбинированному.

ПАРУС В НЕБЕСАХ
Рис. 1. Общий вид змея: 1, 2—труба ø 30х1, L=4050 мм, материал Д16Т; 3 — труба ø 30х1, L=3200 мм, материал Д16Т; 4 — труба ø 25х1, L=4200 мм, материал СТ20 (деталь выгибается из одного куска); 5 — трос двойного плетения ø 1,5 — 2 мм; 6 — ткань типа ACT—100, общая площадь 13,5 м2.
ПАРУС В НЕБЕСАХ
Рис. 2. Геометрия конструкции.

Каркас змея изготавливается из дюралевых труб марки Д16Т (Д1Т) с наружным диаметром 30 мм и толщиной стенки не более 1 мм. Он состоит из двух боковых и центральной труб, соединенных между собой поперечной трубой с помощью узлов А (рис. 3), Б (рис. 4) и В (рис. 5). Самое лучшее — подобрать цельные трубы соответствующей длины. Если их нет — не беда: как продольные, так и поперечные детали каркаса можно собрать из кусков, соединив их болтами на узлах Б и В, а трапецию, для которой требуется стальная труба общей длиной 4200 мм, сварить из трех частей (2 стойки и перекладина). Каркас, собранный из кусков, делает змей более транспортабельным, так как длина самой крупной детали — передней части треугольника — не превышает 2500 мм. Боковые трубы составлены из двух частей — верхней длиной 2500 мм и нижней длиной 1550 мм, соединяемых стальной трубкой (узел В), которая надевается на верхнюю часть, крепится к ней болтом М6 со шплинтом и при разборке не снимается с трубы 2. Нижняя часть относительно детали B1 фиксируется болтами М6х70, которые одновременно соединяют поперечную и боковую трубы.

ПАРУС В НЕБЕСАХ
Рис. 3. (Узел А.)
ПАРУС В НЕБЕСАХ
Рис. 4. (Узел Б.)
ПАРУС В НЕБЕСАХ
Рис. 5. (Узел В1 и В2.)

Средняя труба собирается из двух частей. Место соединения — узел Б, который крепится к верхней части болтами M6 со шплинтом и не снимается при разборках змея. К ней же с другого конца закрепляется болтом Мб со шплинтом узел А, жестко фиксирующий углы при вершине змея. (Возможен и второй вариант узла А — трубка с ушками, к которым с помощью вилок шарнирно крепятся боковые трубы. Это позволяет при разборке не снимать их, а складывать к средней трубе.)

Узел Б (рис. 4) состоит из двух стальных трубок длиной по 120 мм, сваренных друг с другом и укрепленных косынками.

Поперечные трубки 3 с одной стороны входят в узел Б, а с другой крепятся болтом М6х70 к боковым трубам. Для большей жесткости на этот конец трубки надевается кусочек стальной трубы В2, а внутрь ставятся распорные втулки.

Трапеция состоит из двух стоек и поперечины. Она крепится к поперечной трубе 3 с помощью детали Ж (рис. 6). Трапеция расчаливается относительно каркаса змея с помощью авиационных тросиков диаметром 1,5—2 мм. Два тросика идут от узла Е, где они крепятся к приваренным косынкам, к узлу А. Там они присоединяются к фасонной серьге. Два других тросика идут от узла Е к концу трубы 1. К косынкам узла Е с этой стороны крепятся серьги. Такие же серьги устанавливают на косынку узла А и на трубу 1 с помощью пальца-валика. Другой тросик идет от серьги узла Е к концу боковой трубы (узел Г).

ПАРУС В НЕБЕСАХ
Рис. 6. (Узел Ж.)

Для грубой регулировки натяжения следует иметь запас троса (порядка 300÷500 мм). На все тросы надо поставить зажимы, а в тросики, расчаливающие трапеции относительно трубы 1 для точной регулировки, необходимо поставить еще авиационные талрепы диаметром 4÷6.

Тросики должны быть одинаково (но не чрезмерно) натянуты. Контролировать это можно по трубе 1, за которую в основном и расчаливается перекладина. Ее концы не должны прогибаться от натяжения тросиками более чем на 100 мм. Те два тросика, которые идут от перекладины к боковым трубам, должны быть очень слабо натянуты — лишь бы трос не провисал.

После такой регулировки трапеция кажется недостаточно жестко закрепленной с каркасом. Это не должно смущать, ибо когда при полете появляется аэродинамическая сила, она пытается прогнуть все трубы вверх относительно поперечной трубы, тем самым увеличивает натяжение тросиков и жестко фиксирует положение перекладины.

Все трубы должны быть дюралевыми марки Д16Т (Д1Т). Если нет труб диаметром 30х1, допускается использование трубы с наружным увеличенным размером (до ø 34 мм). Желательно, чтобы толщина стенки не превышала 1 мм. Все приведенные детали рассчитаны на трубы диаметром 30х1. При диаметре, отличном от этого, все размеры в деталях надо соответственно изменить. Применение алюминиевых труб марки АМЦ и других недопустимо.

Несмотря на простоту деталей, их необходимо выполнить очень тщательно (особенно это относится к сварке). И обязательно кадмировать или хромировать. Три трубы, образующие каркас змея, вставляются перед сборкой в соответствующие карманы обшивки.

Для боковых карманов в раскрое обшивки предусмотрены припуск (рис. 7). Средний карман накладной. Боковые и средние карманы прошиваются после изготовления отверстий для узла Б и В. По краю полотна и отверстия надо дать припуск 1,5÷2 см и обработать двойным швом.

ПАРУС В НЕБЕСАХ
Рис. 7. Схема раскроя оболочки.

Материал для обшивки — авиационное полотно марки АСТ-100. Если его нет, можно взять перкаль, авиационное полотно других марок, парашютный материал, материал для парусов яхт. В полете гибкие крылья образуют конические поверхности. Чтобы эти конуса не вздувались, необходимо при раскрое (рис. 7) придерживаться правила — продольные нити материала должны идти по образующим конической поверхности. Прошивается крыло нитками № 40, по три шва.

Если полотно гигроскопично, то его имеет смысл покрасить двумя слоями нитролака 1-го покрытия (эмалита) и двумя-тремя слоями нитроэмали соответствующего цвета.

Перед покраской надо вставить три трубы в карманы обшивки и растянуть ее.

Буксировочный канат — капроновая или хлопчатобумажная лента шириной 20 мм или капроновая веревка диаметром 12 мм. При полетах до высоты 15 м вполне достаточно иметь канат длиной 25 м. Высота увеличилась до 30 м — длина каната должна быть равной 45 м. На канате необходимо закрепить два-три пенопластовых шара диаметром 100, покрашенных в яркие цвета.

В канат с обеих сторон заделываются стальные кольца диаметром 50 мм, сваренные из стальной проволоки диаметром 6 мм.

Для обеспечения плавучести змея все куски труб заглушаются с обеих сторон пенопластовыми (деревянными) пробками длиной 50 мм, смазанными перед постановкой в трубы эпоксидным клеем. Кроме этого, на центральную трубу желательно поставить пенопластовый киль, а на трубы перекладины нанизать несколько пенопластовых шайб. Количество их подбирается опытным путем.

Все трубы крепятся к узлам болтами М6 со шплинтовкой гаек, затянутых умеренно, чтобы не деформировать трубы и узлы. О замке сброса буксировочного каната с катера, требованиях к катеру-буксировщику и технике полета на змеях мы расскажем в следующем номере.

Л. ТИМОШУК,

Москва