Почему Баба-Яга мертва?

Баба-Яга — это не просто злая бабка, живущая в чаще леса, умеющая только зелья из трав варить и путников пугать, которая когда-нибудь наверняка умрёт. Не умрёт, потому что она уже мёртвая, но находящаяся в двух мирах.

Почему Баба-Яга мертва?
Иллюстрация И. Билибина

«Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом» — зачем избушка должна повернуться к герою? Да потому что с одной стороны находится в потустороннем мире, а с другой — в живом мире. В детских сказках оказывается много мистики, о которой в детстве никто не задумывается.

Почему у избушки «курьи ножки»?

Потому что это древний славянский обычай ставить срубы «на ножки» из пней в болотистых областях, чтобы сруб не сгнил. Но часто эти срубы были не обычными домиками, а «избами смерти». Такой погребальный обряд существовал в VI-IX вв.

Баба-Яга — труп в гробу?

Именно так, не зря же в сказке о «Сказка о Василье-королевиче» есть подсказка, что Баба-Яга «лежала из угла в угол, нос в потолок, губы на притолоке висят». Из своей избушки Баба-Яга обычно не выходит, а лишь поджидает свою жертву, когда живой человек подходит ближе, она чует «русский дух».

Баба-Яга — проводница?

Почему Баба-Яга мертва?
Открытка «Баба-Яга». Б. Зворыкин

На первый взгляд кажется, что Баба-Яга самая настоящая бабушка: она и накормит, и напоит, и спать уложит, и волшебный предмет даст. Но кормит и поит она не просто так, это поминальная пища. Баба-Яга отправляет героя в «иной» мир, имитируя его смерть, для борьбы с волшебными чудищами и Кощеем Бессмертным, и дает ему атрибут (например, клубок или санки и т. д).

То есть избушка Бабы-Яги — отправная точка для попадания в другой мир. Вы замечали, что после того, как герой спасает царевну, побеждает Кощея, он возвращается опять через избушку Бабы-Яги? Подразумевается, что она вновь возвращает героев в «живой» мир.

В славянской мифологии Баба-Яга — проводница между мирами «живых» и «мёртвых». Русские сказки не то, чем кажутся.

  • Даль В. И. «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа».
  • Потебня А. А. Баба-Яга // О мифическом значении некоторых поверий и обрядов.
  • Пропп В. Я. Гл. III: Таинственный лес // Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешков.

Для проекта важна ваша благодарность в виде лайков, подписок на канал Дзен, в VK или в Одноклассниках ❤