Почему русский парусный флот не стал лучшим в Европе

Как известно, русский парусный флот появился сравнительно поздно, при Петре Великом. И вплоть до середины XIX столетия (то есть до самого заката своего) он мало отличался от иностранных аналогов. Особенно если учесть, что своевольный царь, затеявший шумные реформы, использовал как исходную матрицу не одну какую-то модель, а старался воплотить в жизнь все известные в свете наработки. Отчего конечный продукт пусть и выглядел несколько эклектично, но считался если не передовым, то вполне конкурентоспособным. Тем не менее своя специфика имелась. Она была обусловлена массой факторов – от особенностей климата до способа комплектования. И потому отдельные различия оказались очень яркими.

Надо отметить, что Россия на тот момент считалась главным мировым экспортером многих товаров, без которых парусный флот был попросту невозможен. К примеру, сосновый лес (шел на рангоут), дуб (силовой набор и обшивка), пенька (такелаж), лен (парусина) оставались серьезной доходной статьей государства много лет. Так что все исходники для создания военно-морских сил в принципе имелись. Не совсем радостной при Петре выглядела ситуация с артиллерией (были проблемы с разведанными месторождениями меди и олова), но в остальном недостатка не знали. А учитывая, что у соседей сразу заимствовали преимущественно передовой опыт, выходило, что наши корабли должны были по совокупности оказаться среди лучших мировых образцов. Но вот этого не случилось.

Конструкция русских кораблей часто оказывалась передовой, а то и эталонной. Но качество исполнения всегда страдало. И причина совсем не в русской безалаберности. А в исходном материале – дереве. Во-первых, сильно торопились – соседи прохлаждаться не дозволяли. И потому часто лес на строительство флота шел свежий, не выдержанный. В той же Англии его запасали на складах и отправляли на верфи не меньше чем через пять лет сушки. Но хуже всего было то, что русская зима не отличалась мягкостью. И ее корабли проводили вмерзшими в лед. Наличные оттепели и чередующиеся с ними заморозки тоже не добавляли пользы, так что в негодность корпуса приходили много быстрее, чем в мягкой климатической европейской зоне.

Почему русский парусный флот не стал лучшим в Европе

В Англии (и частично в Испании), к примеру, капитаны ремонтировали и улучшали корабли за свой счет – их жалование начислялось с учетом этой особенности. И даже велось некое негласное соревнование среди капитанов и адмиралов. А вот в России эти работы производились за счет и с ведома казны. Так что любая модернизация оборачивалась бюрократической проволочкой. И потому внешне русские кораблики выглядели менее нарядными в сравнении со своими импортными аналогами.

Экипажи, кстати, экипировались тоже за счет казны. Причем силами самих матросов. Каждому выдавалось определенное количество парусины и холста, из которого и шились самостоятельно робы. То есть ткани максимально дешевые и грубые. Ну и потому внешний вид матросиков, соответственно, хоть и отличался однообразием, но тонкостью отделки не блистал. У французов и англичан в этой среде наблюдалось некоторое вольнодумие и даже особый шик. К тому же, личный состав иностранных флотов мог набираться насильно в портовых городах или по вербовке. А в России применялась рекрутчина. Отчего наши моряки отличались большей дисциплинированностью. И неплохой военной подготовкой – зимой экипажи продолжали тренировки. Правда, не всегда по флотской программе – как армейские части. У иностранцев же моряки в это время уходили в торговый флот или сидели на берегу на половинном жаловании.

У голландцев, французов, англичан на зиму корабли готовили рабочие верфей. А в России эти работы производились силами экипажей (как и снаряжение их весной). А эта процедура практически означала полное оснащение. Отсюда очень хорошее знание материальной части и слаженные действия во время внештатных ситуаций.

Почему русский парусный флот не стал лучшим в Европе

У англичан морских офицеров готовили на практике, в море. У испанцев и французов имелись особые училища с трехгодичным курсом. Голландцы набирали офицеров из торгового флота. А в России вынужденно решили, что надо совмещать. Три года просто учить морскому делу не получалось – мешала долгая зима, отчего срок обучения удваивался. А потому зимой давалась теория, а летом ее закрепляли на практике в море (реверанс в сторону Британии). И этот гибрид даже сегодня применяется в высшей школе – именно русской сборной модели обязаны студенты всего мира. Иначе не было бы каникул.

А еще русское морское офицерство (именно в пору парусного флота) не считалось эталоном воспитания и в основном происходило из бедных дворянских слоев. По причине ограниченности акватории и короткого срока навигации. Скажем, в армейских частях был выше шанс быстро продвинуться по службе или заслужить отличия – войн велось больше. И потому отпрыски богатых семейств рвались в армейские части. А во флот (прекрасный пример Ушакова) шли в основном бедные и обнищавшие дворяне. Часто в Морской корпус определяли сирот на казенный кошт. Ну и первое время (при Петре) даже званий имелось на две больше, чем в сухопутных частях.

× Поддержите подпиской наш телеграм-сайт: @battlez