"Последние цари": чем плох (и чем хорош) американский сериал о Николае II

3 июля американский стриминговый сервис Netflix выпустил мини-сериал "Последние цари" (The Last Czars) о судьбе российского императора Николая II. В сериале есть несколько ошибок, но есть и весьма точно воспроизведённые (и порой неожиданные) исторические детали. Попробуем разобраться, где правда, а где выдумка в "Последних царях". (Спойлер: мавзолей на Красной площади в 1905 году — грубый анахронизм, а вот татуировка на руке императора — правдивый исторический факт!)

Кадр из сериала "Последние цари" от Netflix

Чем плох сериал

1. Неправильный Кремль

Пожалуй, все уже заметили самую главную ошибку сериала: в одном из его кадров на Красной площади в Москве в 1905 году стоит мавзолей, который в реальности был построен только в 1930 году.

Кадр из сериала "Последние цари" от Netflix

Более того, в 1905 году стены Кремля не были такими красными: начиная с конца XVII века их периодически белили. Судя по имеющимся фотографиям, к началу XX века побелка с кремлёвских стен частично облезла, однако местами всё же сохранялась.

1879 год, картина художника Петра Верещагина, на которой запечатлён белый Кремль.
Фотография 1909 года, на которой, если приглядеться, можно заметить следы облезающей побелки на башнях и стенах Кремля.

2. Лишняя мечеть

Не обошлось без ляпа и в изображении Санкт-Петербурга 1894 года: в одном из кадров в правом нижнем углу виднеется Соборная мечеть, строительство которой начнётся только в 1910 году.

Кадр их сериала "Последние цари" от Netflix

3. Крестьянские избы

Немного странно создатели сериала изобразили и крестьянский быт. В одной из сцен крестьяне почему-то спят на полу — вместо того, чтобы устроиться на лавках и на печи.

Чем хорош сериал

1. Татуировка Николая II

То, что некоторые зрители восприняли как очередной ляп, на самом деле является проработанной исторической деталью: у императора Николая II действительно была татуировка в виде дракона на правой руке. Татуировку молодой Николай сделал в 1891 году во время своего путешествия по Японии.

Император Николай II, демонстрирующий татуировку на правой руке.

2. Обстановка дворцов

Вполне достоверно показан и дворцовый быт — включая чернокожих слуг: при дворе российских царей со времён Михаила Фёдоровича действительно всегда служили несколько "арапов". Обычно в их обязанности входило дежурство при дверях во внутренних залах дворцов или сопровождение гостей до кабинета государя. Знаменитый прадед Александра Сергеевича Пушкина, Ибрагим Ганнибал, начинал свою карьеру именно как придворный арап. Во времена Николая II при императорском дворе было восемь чернокожих слуг.

"Передняя во дворце", картина Михаила Зичи, 1865 год.

3. Цитаты, характеры и ход событий

Наконец, нельзя не признать, что в сериале довольно точно изображены характеры главных героев и события, разворачивавшиеся в правление Николая II. Нерешительность императора, болезнь наследника, влияние Распутина на императрицу — всё это тщательно и кропотливо воспроизводится на экране, а в уста исполнителя главной роли старательно вкладываются все знаменитые высказывания Николая II: от критики "бессмысленных мечтаний" о демократии до легендарной фразы: "Лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы!".