Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации

Этап эксплуатации обслуживается:

-    инструкциями по эксплуатации;

-    методами регламентных проверок;

-    методами контроля правильности применения приборов в аппаратуре;

-    системой сбора данных по надежности приборов.

В процессе эксплуатации надежность объекта можно не только поддерживать, но и повышать.

Объекты, находящиеся в эксплуатации, обладают так называемой встроенной надежностью. Под встроенной надежностью понимается рассчитанное конструктором значение средней наработки до отказа Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации. Это значение определяется, исходя из интенсивности отказов комплектующих элементов, которые получены для условий работы, оговоренных нормами или заказчиком в техническом задании (ТЗ), и необходимости выполнения предписанных инструкций по эксплуатации.

Параметр встроенной надежности можно определить по формуле:

Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации


где n - общее число отказов за время работы t; Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации- ожидаемое расчетное число постепенных отказов; Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации- среднее число внезапных отказов.

В процессе эксплуатации систем имеется возможность активно воздействовать на величину фактического уровня параметра надежности Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации, который может измениться в зависимости от эффективности обслуживания объектов.

Вероятность выявления дефектного элемента в процессе обслуживания и предотвращения постепенного отказа в интервале времени t равна:

Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации

где Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации- среднее время, затрачиваемое на обнаружение дефектного элемента.

Время Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации зависит от количества обслуживаемых элементов, методики и производительности аппарата прогнозирования, а также от квалификации и опыта работы обслуживающего инженерно-технического персонала.

Следовательно, величина P(t) определяется характером эксплуатации объекта. Поэтому количество постепенных отказов может быть фактически уменьшено до значения:

Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации


Если усилиями обслуживающего персонала воздействие факторов внешней среды будет ослаблено и интенсивность отказов элемента Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации в условиях эксплуатации будет меньше расчетной Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации, количество внезапных отказов элементов также уменьшится:

Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации

Таким образом, в процессе эксплуатации общее количество постепенных и внезапных отказов может быть уменьшено и, следовательно:

Повышение уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации


В этом заключается сущность активного воздействия эксплуатационных мероприятий по повышению надежности.

К организационным мероприятиям по повышению надежности объекта можно отнести:

-    постановку комплексных экспериментальных исследований надежности объектов на всех этапах их разработки, изготовления и эксплуатации;

-    создание единой системы информации о работоспособности объектов;

-    обоснование, выбор и включение в техническое задание норм надежности;

-    организацию доработок;

-    рекламационную практику.

На этапе эксплуатации решаются следующие задачи: повышение показателей надежности РЭО и СА и поддержание их в течение заданного времени эксплуатации; определение достигнутого уровня надежности по эксплуатационным данным.

Поддержание показателей надежности оборудования в процессе эксплуатации осуществляется путем уменьшения отрицательного влияния на надежность объективных и субъективных факторов. Влияние на надежность оборудования объективных факторов, обусловленных действием окружающей среды и режимов работы, учитывается в основном в процессе изготовления оборудования.

Уменьшить отрицательное воздействие субъективных факторов на надежность оборудования в процессе эксплуатации можно путем повышения квалификации обслуживающего персонала и строгого соблюдения им правил технической эксплуатации, совершенствования организации и технических средств ТО и ремонта. Квалификация обслуживающего персонала играет большую роль на всех этапах технической эксплуатации: при ТО, ремонте и техническом использовании; поэтому технический персонал должен хорошо знать конструкционные особенности РЭО и СА и особенности их эксплуатации в соответствии со своими функциональными обязанностями.

Организация ТО и ремонта должна обеспечивать поддержание уровня надежности оборудования в процессе эксплуатации с минимальными затратами времени и средств.

К организационным мероприятиям можно отнести также оптимальное планирование периодичности и объемов работ по ТО и ремонту, обеспечение средствами технической диагностики, запасными элементами и материалами и т. п.

Влияние человека на поддержание необходимого уровня надежности оборудования зависит от его квалификации, т. е. степени подготовленности к обслуживанию приборов, которая определяется знанием устройства приборов и правил их эксплуатации, а также умением предупредить некоторые отказы и устранить их, если они появились. По мере накопления опыта и приобретения практических навыков устранения отказов и настройки приборов повышается уровень квалификации персонала.

Таким образом, повышение квалификации обслуживающего персонала является одной из первостепенных задач при решении проблемы эксплуатационной надежности оборудования.

Состав обслуживающего персонала на судах промыслового флота определяется спецификой работы судна, которая состоит из чередующихся стоянок в портах и переходах на промысел. Несмотря на то, что эксплуатацией судовых приборов, т. е. их использованием по назначению, занимается штурманский состав, ответственность за их обслуживание распределяется между судоводителями и радиоспециалистами.

Однако судовой обслуживающий персонал не всегда может обеспечить бесперебойную работу навигационных приборов в рейсе, так как в некоторых судовых навигационных приборах, в частности в приемо-индикаторах радионавигационных систем и РЛС, есть отдельные блоки и элементы, ремонт которых во время плавания запрещен инструкциями по эксплуатации. Кроме того, в рейсе может не оказаться необходимых запасных элементов и материалов для устранения отказа на судне. Не исключены и такие случаи, когда судовой обслуживающий персонал не в состоянии обнаружить и устранить отказ, а рассчитывать на помощь высококвалифицированного берегового специалиста в рейсе не приходится. Поэтому ремонт и наладку навигационных приборов выполняет специалист базовой электрорадионавигационной камеры (БЭРНК) при стоянке судна в порту.

На поддержание надежности судовых навигационных приборов существенное влияние оказывают условия эксплуатации, под которыми следует понимать не только метеорологические условия, биологическую среду, уровень радиации, механические и электрические нагрузки, но и специфические морские условия.

В условиях промысла необходимо, чтобы приборы были работоспособны во время шторма любой силы и продолжительности. Морские суда длительное время могут находиться в отрыве от своих баз. Например, рыбопромысловое судно может находиться на промысле до шести месяцев и более, поэтому комплект запасных частей должен обеспечивать возможность восстановления работоспособности приборов в течение этого времени.

В период ремонта судна или постановки его в док судовые навигационные приборы могут длительное время находиться в бездействии. Поэтому, для того чтобы надежность приборов при вводе судна в эксплуатацию после длительной стоянки осталась прежней, необходимо проводить специальные мероприятия по их сохранности.