Все мы знаем, что ширина колеи железных дорог России и Европы отличаются. Российская как известно шире, а вот почему!? Давайте разбираться.
Как говорится, все дороги ведут в Рим, но в нашем случае из Рима. Уже в эпоху Республики римляне начали строить основательные дороги, которые в дальнейшем свяжут не только Италию, но и многочисленные провинции. Необходимость быстрого перемещения между важными населенными пунктами способствовало росту количества дорог. Ученые подсчитали, что общая протяженность этих дорог составляет несколько тысяч километров.
Дороги укладывались на крепком каменном основании. Они имели округлые скосы, полотно выложенные плитами или мелким камнем.
Теперь нам стоит обратить внимание на колесницы, которые, собственно и передвигались по эти дорогам.
Ширина римских колесниц составляет 4 фута 8,5 дюймов или 1435 мм, определялась шириной крупов двух лошадей с дополнительным пространством между ними. Колеи же формировались веками, так как по дорогам постоянно курсировали римские военные колесницы. В Британии, например, за 400 лет римской оккупации было построено около 10 000 миль дорог. Отсюда и преемственность размеров английских оси английских повозок.
На каменистых улицах английских городов издавна существовали глубокие колеи, выбитые колёсами повозок. Глубина таких колей местами достигала 20-30 см, а то и больше. Во избежание износа колёс, их веками делали с тем расчётом, чтобы они попадали точно в существующую колею.
Известно, что самые первые железные дороги в мире появились в Англии, в начале XIX века. И рельсы, и вагоны для новомодного вида транспорта поначалу делали на тех предприятиях, где уже выпускались трамвайные вагоны. А первые трамваи Англии были на конной тяге, и для них использовали традиционную для конных повозок ширину оси — 4 фута и 8,5 дюймов или 1435 мм. Поэтому с экономической точки зрения было выгодно все оставить так как есть.
Во времена самого начала развития английских железных дорог существовала аж целых 4 варианта ширины железнодорожных рельс. Но это особо никого не волновала, это было только начало, дороги не были связаны между собой, да и о стандартах не шло речи.
Когда Джорд Стефенсон, английский инженер, построил в 1825 году первую в мире железнодорожную ветку из Стоктона в Дарлингтон, он сразу подвергся критике. Многие считали, что колея слишком узкая, и её следует делать шире.
Едва ли не главным критиком «стефенсоновского» размера выступил родной сын инженера, Роберт. Он настаивал на размере в 1600 мм, причём объяснял это не столько удобством перевозок, сколько тем фактом, что при таких размерах внутри паровой машины легче разместить конструктивные детали.
Железные дороги оказались очень выгодным делом, их сеть бурно развивалась, но различия в ширине приводили к огромным экономическим потерям. Начались настоящие «железнодорожные войны», когда каждый владелец отдельной ветки настаивал на том, чтобы сосед переходил именно на его размер. Дошло до того, что вопрос решили вынести на заседание Парламента Великобритании. Парламентские чиновники создали широкую экспертную комиссию, на основе выводов которой приняли билль о ширине колеи. Согласно ему, вся страна обязана была перейти на «стефенсоновский» размер. Знаменательное решение подписали 12 августа 1846 года.
Вроде с английскими размерами более-менее понятно, но а что же наши!? В 1843 году начали строить Николаевскую железную дорогу из Петербурга в Москву. Один из её строителей, инженер Павел Мельников, долго изучал наработанный опыт не только в Англии, но и в Америке.
Именно изучение американского опыта подсказало ему, что расстояние между колеёй в российских условиях должно быть более широким, чем в Англии. К этому же решению склонялся и инженер Уистлер, приглашённый в Россию из США в качестве консультанта по железным дорогам. Он утверждал, что движение по такой колее будет более безопасным, а грузоподъёмность вагонов большей. После долгих колебаний приняли размер, равный 1524 мм. Справедливости ради нужно вспомнить и о другой версии. Якобы, решение о строительстве именно такой дороги приняли под давлением «купеческого лобби». Купцы России опасались, что европейские товары захлестнут рынки отечества, а так — оставалось серьёзное транспортное препятствие.
С 1970 года всю железнодорожную сеть Советского Союза было решено перевести на ширину колеи 1520 мм с целью увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов и их скорости.ирина колеи России и Европы
Вот такая длинная и не простая история у железнодорожной калии.
Источник, источник 2, источник 3.