Пиво – слово исконно славянское, является производным от глагола пить и демонстрирует неотделимость напитка от процесса потребления. Этимология определила два основных значения слова пиво: напиток вообще и специ-
фическое слабоалкогольное питьё, последнее из которых сохранилось в русском языке.
Слово это не было первичным для обозначения напитка. Кроме исходной формы пиво существовали различные уменьшительно-ласкательные обращения: пивко, пивцо, пиукои др. Пиву соответствовали также мёд, брага или бражка. Брага, уступавшая по крепости пиву, справедливо именовалась полпивом или полпивцом. Всем указанным напиткам соответствовали разные эпитеты: браге – хмельная, пиву – бархатное, медам – стоялые, а квасу – медвяной. Иногда пиво называли жидким хлебом – по способу приготовления из кислого теста.
Мёдом называли как самостоятельное питьё, так и любой бродильный напиток. Разбавленный водой мёд начинал бродить естественным путём. Славяне употребляли игристый мёд, именуемый медовиной, который готовили путём варки мёда с водой. После брожения медовина была готова к употреблению. Напиток был необычайной крепости. В пиво также добавляли в те времена мёд. В языке было особое выражение для смешивания мёда с пивом – женить пиво. Напиток из пива и мёда назывался пивомедием или взварцем. Употреблялся в обрядах поминовения предков.
Перенос наименования составляющих на весь продукт просматривается в словах хмелевое вино и солод. По-видимому, хмелевое вино вошло в языковой обиход после открытия хмеля как одной из важнейших составляющих пива. Слово солод по отношению к пиву было в ходу уже во времена Киевской Руси, так как солод был в основе пивоварения.
Для достижения большей крепости при спуске первого сусла в него доливали новое пиво или брагу и снова варили. Такой напиток назывался перевара. В древних письменных памятниках переваратакже имеет значение чана для варки пива и пошлины за варку пива и мёда.
В XIII в. появилось ещё одно имя для пива – олуй. Его варианты – ол, олус. Это было пиво с добавлением хмеля и полыни, иногда называемое зельем. Напиток играл роль церковного вина и варился в монастырях.
Не всегда удаётся провести чёткую границу между пивом и иными бродильными напитками. В фольклорных и древних текстах понятия перепутаны, а указания довольно сбивчивы. Тем не менее, с некоторой степенью достоверности, можно считать слово пиво более общим по отношению к браге и мёду.
а протяжении истории славянского народа пиво как участник человеческой трагикомедии переживало разные времена: от обожествления до профанации, от язычества до христианства, от кустарного домашнего производства до крупной мануфактуры.
В Киевском княжестве и Новгородской республике были широко распространены бродильные напитки и заложены основы пивоварения. Любой житель имел право варить мёд, пиво и брагу без ограничения. По данным раскопок, в Великом Новгороде почти в каждом доме были бочонки для изготовления ячменного напитка, а летописи донесли до нас немало фактов, свидетельствующих о почитании пива в Древней Руси. Перечисляя обязанности монастырских крестьян, характерные для ХIV в., митрополит Киприан пишет: «А пешеходцам из сёл к празднику рожь молоти и хлебы печи, солод толочи и пива варить».