«Происхождение мира» Гюстава Курбе: провокационная картина XIX века

В наши дни ценителей изобразительного искусства, пожалуй, невозможно удивить ничем. Многие картины и скульптуры содержат изображения «на грани фола». Картина Гюстава Курбе и сейчас выглядит весьма откровенно. Для людей XIX века, не сильно искушенных обилием откровенной тематики, такое изображение было поистине шокирующим.

«Происхождение мира» Гюстава Курбе: провокационная картина XIX века

«Взрослая» тема в творчестве Курбе не ограничилась единственным изображением, хотя «Происхождение мира», которое автор нарисовал в 1866 г., стало самой знаменитой его работой.

Ироничное название картины, на первый взгляд, является насмешкой автора. Однако, таков современный подход к созданию произведения, в котором юмор переплетается с сакральным смыслом.

Главной загадкой «Сотворения мира» стал вопрос: кто же изображен на нем? Угол зрения выбран так, чтобы было видно только тело женщины, но нельзя было увидеть лицо. Долгие годы предполагалось, что на картине увековечена Джоанна Хиффернан. Всего кисть Курбе запечатлела четыре портрета Джо, один из них был нарисован в том же году, что и «Сотворение мира».

«Происхождение мира» Гюстава Курбе: провокационная картина XIX века

Существовало предположение, что изначально картина содержала полное изображение натурщицы. Затем художник отделил фрагмент, на котором было нарисовано лицо, чтобы избежать неприятностей для женщины. В начале 2013 года появилось сообщение, что в одной из французских антикварных лавок, возможно, обнаружена недостающая часть картины. Но специалисты музея Орсе назвали эту версию «надуманной». Формат холста считался стандартным в середине XIX века, а положение головы на обнаруженной картине не соотносится с позицией тела на «Сотворении мира».

Наконец, в сентябре 2018 года исследователь Клод Шопп объявил, что благодаря письмам А. Дюма-младшего установил с вероятностью 99%, кто же позировал Курбе. В одном из писем имелся намек на то, что в роли модели выступила известная балерина. Копия письма, адресованного Жорж Санд, содержала выражение «изящное и яркое интервью мадемуазель Кеньо», заинтересовавшее Шоппа. Специалист исследовал сохранившийся оригинал и установил, что в нем вместо завуалированного «интервью» содержалось вполне прямое «нутро».

«Происхождение мира» Гюстава Курбе: провокационная картина XIX века

Работу заказал Халил-бей, проживавший в Париже турецкий дипломат, фавориткой которого к моменту написания картины была мадмуазель Кеньо. Это служит дополнительным доказательством того, кто же изображен на «Происхождении мира».

Сильви Обенас, эксперт Национальной библиотеки, полагает, что для современников Курбе и Кеньо не было секретом, чьи «прелести» нарисованы на полотне. Однако уважение к женщине, занимавшейся благотворительностью, позволило избежать широкой огласки этого факта.

Следует добавить, что Халил-бей был увлеченным любителем откровенной живописи и собрал целую коллекцию «взрослых» картин.

«Происхождение мира» Гюстава Курбе: провокационная картина XIX века

Вскоре после приобретения работы Курбе, дипломат потерял свою коллекцию из-за финансовых проблем. Почти на 120 лет картина была сокрыта в частных коллекциях. В 1981 году наследники последнего владельца отказались от картины из-за высокой стоимости налога на наследство. С тех пор картина хранится в музее Орсе.