ТАНК

ТАНК

Танк — боевая бронированная машина, оборудованная специальным вооружением, расположенным во вращающейся башне, способная передвигаться с помощью гусениц.

В начале XX в. когда ученые делают потрясающие весь мир открытия, когда для богатых развитых стран становится необходимо найти рынки сбыта для своей продукции, наступает период военных действий за передел территорий. В это время ряд стран разрабатывает машину, способную не только атаковать противника, но и защитить своего бойца от пули. Уже к 1910 г. все крупные европейские страны создали проект машины, которую назвали «танк», что означало в переводе с английского «машина-бак».
В России танк был разработан В. Д. Менделеевым в 1911 г., а в Австро-Венгрии — Бурштыном в 1912 г. Именно эти разработки легли в основу боевого танка, созданного в 1915 г. англичанами и русскими. Русский изобретатель А. Васильев доработал в марте 1915 г. гусеничный способ передвижения и собрал в Риге первый опытный образец «Вездеход» с противопульным бронированием и мощным пулеметом. Но танк не был запущен в производство, так как в казне не нашлось нужного количества денег. Хотя танк показал на учениях, что со скоростью передвижения 25 км/ч и его бронированной защите он может решать исход любого по тем временам сражения, его производство задерживалось на неопределенный период. Англичане же запустили небольшую партию танков с рулевыми колесами в экспериментальное производство и применили 15 сентября 1916 г. в бою с немцами на реке Сомме. Данные танки не имели еще вращающихся башен, их качество было плохим. В тот бой двинулись 32 машины, а дошли до поля боя лишь 18, так как танки застряли в болотах.

Все танки Первой мировой войны имели слабое вооружение, плохую проходимость и недостаточные технические качества. К таким танкам относились английский «Уипетт», французские «Шнейдер», «Сен-Шамон» и «Рено», немецкие тяжелые танки. Первое массовое применение танков произошло 20 ноября 1917 г., когда в бою при Камбре англичане выпустили на поле боя 378 машин. С этого сражения началась эра использования танков.

После Первой мировой войны все разработчики танков направляли свою деятельность на увеличение скорости танка, его проходимости и мощи, а также на усиление брони. Танки можно классифицировать по назначению и весу. По весу они делятся на малые, так как весят до четырех тонн, легкие, так как весят до двадцати тонн, средние, весящие до сорока тонн, танки весом более сорока тонн называют тяжелыми. По своему назначению танки делятся на линейные, артиллерийские, крейсерские, пехотные, разведывательные, авиадесантные, саперные, плавающие, прорывные и сопровождающие пехоту. Сегодня выделяют дополнительно огнеметные, химические и реактивные по имеющемуся вооружению.
К началу Второй мировой войны по своим тактико-техническим показателям легкие танки имели пушки калибра 75 мм, два пулемета, максимальную толщину брони от 25 до 60 мм при скорости около 60 км/ч и четырех членах экипажа. Средние танки имели пушки калибра 75—88 мм, три пулемета, максимальная толщина брони в башне достигала 100 мм, а в корпусе 80 мм. Передвигался со скоростью от 40 до 55 км/ч и обслуживался 4—5 членами экипажа. Тяжелые танки имели на вооружении пушки до 122-мм калибра, три пулемета, толщина брони была 100 мм и выше, наибольшая скорость передвижения 50 км/ч, обслуживающий экипаж 4—5 человек. Танк состоит из броневого корпуса с башней, силовой трансмиссионной передачей, привода управления, подвески, оборудования наблюдения, прицеливания и управления огнем, из средств связи, моторной установки танка и его вооружения. Корпус танка представляет собой соединенные бронированные стальные листы, защищающие агрегаты и боеприпасы машины от повреждения. Башня танка представляет собой вращающуюся броневую надстройку, изготовленную из литой стальной брони, защищающую членов экипажа и вооружение от повреждений.

Внутренняя часть танка чаще всего делится на четыре отделения: в отделении управления находится водитель, в боевом отделении находятся командир, наводчик и заряжающий, в моторном отделении располагаются двигатель и вспомогательные устройства, в трансмиссионном отделении размещаются механизмы, соединяющие двигатель с ведущими колесами. Пулемет танка чаще всего спарен с пушкой. На некоторых дополнительно устанавливаются минометы, огнеметы, реактивные установки. Скорострельность пушки составляет восемь выстрелов в минуту. Скорострельность пулемета — 100 выстрелов в минуту на расстояние до 800 м. На танках мощность двигателя может достигать до 1000 л. с., а удельная мощность может колебаться от 12 до 20 л. с. на одну тонну. Средняя скорость танка зависит не только от мощности двигателя, а и от трансмиссии, подвески, механизмов поворота и управления. Повороты танк осуществляет с помощью тормозных устройств, которые обеспечивают разную силу тяги, на забегающей и отстающей гусеницах. Бортовая передача происходит благодаря работе простого или планетарного шестеренчатого редуктора. Ходовая часть танка помимо гусеничной цепи, состоящей из металлических траков, соединенных между собой ушками и пальцами, состоит из дополнительной подвески, которая уменьшает толчки от неровной местности при передвижении или стрельбе. Проходимость танка по болоту, грязи и глубокому мягкому снегу зависит от высоты просвета между гусеницами и от сцепления гусениц с грунтом, по которому идет движение. Проходимость через лес зависит от веса танка. Проходимость через воду плавающие танки могут осуществлять как вброд, так и вплавь. Остальные же танки — только через мост. В условиях применения атомного оружия на танки ставятся пушки с большим калибром, прицелы-дальномеры, механизм дополнительной горизонтальной и вертикальной наводки, а также увеличения мощности двигателей.

В 1944 г. на челябинском Кировском заводе Ж. Я. Котиным был запущен в производство тяжелый танк ИС-6 с дизелем В-12У с наддувом, который был смонтирован на одной оси с генератором. Корпус и башня были защищены 120-мм и 150-мм броней и по своей форме напоминали ИС-4. На танке стояла 120-мм пушка Д-30 с начальной скоростью снаряда 790 м в секунду с боекомплектом в 30 выстрелов. Также был установлен пулемет СГМТ-43 и зенитный ДШК над люком. Ходовая часть с шестью опорными катками была идентична ИС-2 и ИС-3. Танк был способен на плавные повороты любого радиуса. Это использовалось в США при изготовлении танка TIEI, выпускаемого компанией «Дженерал электрик». В этот момент Детройтским танковым арсеналом было выпущено 250 танков Т-23 весом в 33 т и скоростью 56 км/ч.
На втором ИС-6, выпущенном в 1948 г., была применена механическая трансмиссия. Из-за этого масса танка уменьшилась до 51,5 т, а скорость возросла до 43 км/ч. Следующая модель танка ИС-7 отличалась от предыдущих хорошей бронезащитой, так как борта танка не сваривались, а гнулись под прессом. Установленный морской дизель в 1050 л. с. и планетарная трансмиссия позволили машине в 68 т развивать скорость до 59 км/ч.

Танк оказался слишком тяжелым и так как в этот период—в начале 1950-х гт. — начала пересматриваться роль тяжелых танков в условиях ядерной войны, решено было перейти на выпуск средних танков. ИС-8 повторил конфигурацию ИС-7, литую башню от ИС-3, в которой находилась пушка Д-25А, трансмиссия состояла из восьмискоростной коробки передач. Ходовая часть унифицирована с предыдущими моделями. На танке устанавливалась автоматическая система пожаротушения. ИС-8 был переименован в Т-10, а после установки на него прибора ночного видения ТВН-1, компаса ГПК-48 и механизма досыла снаряда танк стал называться Т-10А. Танк Т-10Б отличался новым прицелом. Танк Т-10М, выпускаемый с 1957 по 1962 г., отличался новой пушкой М-62-Т2 и новыми пулеметами КПВТ.

Техническая характеристика тяжелого танка Т-10М: масса — 51,5 т, длина с пушкой — 10 560 мм, длина корпуса по крыльям — 7250 мм, ширина по гусеницам — 3380 мм, высота — 2550 мм, колея — 2660 мм, база — 4550 мм, клиренс -— 460 мм, мощность двигателя — 750 л. с., скорость — 51 км/ч, запас хода— 200—350 км, емкость топливных баков — 640 л, преодолеваемый подъем — 32, допустимый крен — 30, глубина преодолеваемого рва — 3 м, глубина преодолеваемого брода — 1,5 м, экипаж — 4 человека.

Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. развитием танков как основным техническим вооружением в ходе боевых действий заинтересовалась Германия, которая и поставила их на поточное производство на территории СССР. Создавались танковые батальоны, дивизии и корпуса в германской армии, с помощью которых она начала завоевывать страны Европы. В Советском Союзе о развитии механизированных танковых частей заговорили крупнейшие военачальники 1930-х гг. Тухачевский, Уборевич, Блюхер, которые впоследствии были репрессированы. Ход Второй мировой войны показал, что в сухопутных боях танк является одним из основных технических средств, с помощью которого можно одновременно уничтожать огневые средства с живой силой противника, преодолевать препятствия, захватывать и удерживать небольшие объекты до подхода пехоты. На средних и тяжелых танках может располагаться до 10 солдат пехоты, которые идут в бой, прикрываясь броней танка.

В ходе Второй мировой войны прошли самые крупные в истории танковые сражения, длившиеся с 8 июля по 23 августа 1943 г. в направлении Орла, Курска и Белгорода.

В данном сражении принимало участие более 1200 танков. Применение танков сегодня характеризуется развитием вооружения в направлении скорострельности снарядов, увеличения калибра танковых пушек, создания мощной оптики, способной повысить меткость огня.

На современных танках применяются четырехтактные карбюраторы, четырех- и двухтактные дизели. Конструкция двигателей выполнена таким образом, что цилиндры могут находиться в вертикальном, горизонтальном и V-образном положении. В наши дни танковые армии существуют практически во всех странах мира и применяются во время проведения военных операций и боевых учений.