УЧЕНИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БРИГАДА В СССР

Первая ученическая производственная бригада была создана в 1954 г. в Ставропольском крае в колхозе «Россия» (село Григориполисское). В 1981 г. в стране насчитывалось уже более 40 тыс. таких бригад, они объединили в свои ряды около 3,5 млн. школьников.

УЧЕНИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БРИГАДА В СССР

У тех, кто работает в ученической бригаде, развивается коммунистическое отношение к труду, коллективизм, повышается сознательность, формируется активная жизненная позиция, стремление к труду в материальном производстве. Помогая взрослым на полях и животноводческих фермах, ребята вносят посильный вклад в развитие сельского хозяйства.

Организуются ученические бригады на базе колхозов и совхозов, которые выделяют для них земельные участки, сельскохозяйственную технику, семена, удобрения, другие средства производства. Многие бригады размещаются на полевых станах, где обычно имеется здание летнего типа с агрохимической лабораторией, читальней, комнатой отдыха, полевая кухня и столовая. Живут ребята в специальных помещениях или в палатках, вагончиках.

Коллектив бригады объединяет учащихся 7—10 классов, принимают участие в работе и ученики 5—6 классов. Руководят всей жизнью бригады сами ребята, школьный комитет комсомола. Им помогают в этом учителя, специалисты колхоза и совхоза. Общее собрание членов бригады избирает совет бригады, бригадира и звеньевых. Совет бригады входит в состав комитета комсомола как его производственный сектор. Кроме того, при комитете комсомола создаются секторы идейно-политического воспитания, культурно-массовой работы, технического творчества, опытничества, физической культуры и спорта, штаб социалистического соревнования.

Школьники организованы в звенья и работают обычно в первой половине дня. Они овладевают современной техникой, занимаются сельскохозяйственным опытничеством с растениями и животными, выполняют учебно-практические задания. Среди них много рационализаторов и изобретателей.

Под руководством наставников, хорошо знающих технику, школьники овладевают навыками работы на сложных машинах, осваивают индустриальную технологию возделывания сельскохозяйственных культур. Важную роль в этом деле играет социалистическое соревнование внутри бригады и между бригадами.

Ученические бригады принимают активное участие в выполнении основных сельскохозяйственных работ в земледелии и животноводстве. Они выращивают хорошие урожаи пшеницы, сахарной свеклы и других сельскохозяйственных культур. Ныне за ученическими производственными бригадами закреплен 1 млн. га пашни.

На базе ученических бригад Ростовской области организуются механизированные уборочные отряды и звенья. Комбайнерами в них работают выпускники средней школы, а помогают им учащиеся, закончившие девять классов. Тысячи старшеклассников, освоивших технику в ученических бригадах Ставрополья, ежегодно участвуют в уборке нового урожая вместе со взрослыми в составе механизированных транспортно-уборочных комплексов. В бригадах организуются животноводческие звенья и микрофермы. Учащиеся 7—8 классов разводят кроликов и птицу, старшеклассники выполняют работу по уходу, кормлению и доению коров. Ученическая бригада Костровской средней школы (Московская область) в течение всего года без отрыва от учебы успешно выращивает телят в животноводческом совхозе. Можно привести еще сотни подобных примеров.

Соединение обучения с производительным трудом в сельском хозяйстве, нравственное формирование в трудовом коллективе, широкие возможности для физического развития способствуют всестороннему развитию школьников.

Производительный труд в ученической бригаде дает ощутимую материальную пользу. Так, ученическая производственная бригада Костёнской средней школы Воронежской области произвела продукции сельского хозяйства за двадцать пять лет более чем на 600 тыс. руб.

Коллективный труд в бригаде удачно сочетается с отдыхом. Ребята развивают свои склонности и интересы, встречаются с интересными людьми, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, проводят вечера художественной самодеятельности, совершают экскурсии, туристские походы, немало времени уделяют занятиям физкультурой и спортом.

Высоко оценивая деятельность ученических бригад, JI. И. Брежнев подчеркивал, что бригады являются первой школой трудовой жизни и воспитания высокой ответственности за порученное дело, товарищеской взаимопомощи, самостоятельности, инициативы и рабочей смекалки, овладения учащимися агротехническими знаниями, передовым опытом и сельскохозяйственной техникой.

Получив в бригадах идейно-нравственную и трудовую закалку, многие выпускники сельских школ остаются работать в родных колхозах и совхозах, становятся передовиками сельскохозяйственного производства.

Важную роль в развитии движения ученических производственных бригад играют слеты трудовых объединений школьников. Здесь подводятся итоги работы юных земледельцев и животноводов, организуются конкурсы юных пахарей и мастеров машинного доения, конструкторов и рационализаторов, опытников, полеводов, овощеводов и садоводов. На слетах определяются новые задачи ученических производственных бригад.