ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Звуковоспроизведение — это процесс воспроизведения звуковых колебаний. Некоторые последователи High Art'a считают звуковоспроизведение самостоятельным видом искусства, который подчинен законам творчества. Художественная ценность выступает главным критерием и главной задачей воспроизведения звука.

Первоначально создавались монофонические одноканальные системы звуковоспроизведения, ставшие уже классическими. Цель монофонической системы заключалась в максимально точной передаче звукового образа. Локализация звука позволяла получить богатое и естественное звучание. Но ощущение, получаемое человеком при прослушивании живой музыки, когда из общего звучания можно выделить отдельно звуки каждого инструмента, монофоническая система звучания не в состоянии передать. В процессе звуковоспроизведения создается впечатление, что все звуки слились и передаются по одному каналу.

Качество звучания одноканальных систем воспроизведения звука с развитием и модернизацией техники перестало удовлетворять слушателей, поэтому начались разработки по созданию многоканальной системы звучания. В середине XX в. начинают активно использоваться двухканальные стереофонические системы воспроизведения звука, сохраняющие его пространственное ощущение. И по сей день стереоформат считается основным форматом звуковоспроизведения. Название стереофонической системы происходит от греческого слова stereos, означающего «пространственный». В двухканальных стереофонических системах панорама мнимых источников звука синтезируется и создает эффект пространственного звучания между двумя громкоговорителями. Но панорама создается плоская, и она ограничена углом между несколькими направлениями громкоговорителей. Самая простая стереофоническая система состоит из двух микрофонов, двух независимых каналов и двух громкоговорителей. Принцип стереофонического звучания не позволяет воссоздать того естественного звукового окружения, в котором человек воспринимает источники звука с различных сторон.

Несколько позже конструкторами были разработаны амбиофонические системы, передающие диффузный звук. Основные каналы имеют большую мощность, чем дополнительные, а частотный диапазон дополнительных каналов равен частоте диффузного сигнала. Дополнительные динамики направляются на стены и потолок для рассеивания звучания.

В 1970-х гг. появляются четырехканальные системы воспроизведения звука, или квадрофонические. Они оказались более совершенным продолжением амбиофонических систем. Носителями звуковой информации четырехканальных систем выступали виниловые диски и магнитные ленты. Были разработаны такие системы, как дискретная, или полная система JVC CD-4, матричные системы Sansui QS и CBS SQ. Эти системы не только оказались несовместимыми друг с другом, но и стали конкурировать на рынке квадрофонических систем. В дискретной системе находились четыре независимых канала звуковоспроизведения. Матричная система также состояла из четырех каналов, звук от которых кодировался для записи в два канала, а при воспроизведении декодировался уже в четыре канала. Матричная система уступала по качеству дискретной, так как постоянные кодировка и декодирование ухудшали качество звучания. Одним из матричных форматов, применяющихся в кинотеатрах, является Dolby Stereo. Впервые такой четырехканальный формат применили в 1975 г. при показе знаменитых «Звездных войн». На сегодняшний день насчитывается около 40 ООО кинотеатров, использующих матричную систему звуковоспроизведения Dolby Stereo. Для домашних кинотеатров Dolby Stereo имеет аналог Dolby Pro-Logic, которым пользуются около 30 млн обладателей домашних кинотеатров. Dolby Digital, другое название которого — Dolby Surround АС-3, представляет собой цифровую систему кодирования. Она отличается от предыдущих аналоговых систем наличием шести каналов.

Пять каналов этой системы обладают полным диапазоном, а шестой представляет собой низкочастотный канал.

Дискретная система воспроизведения звука, в свою очередь, также обладала недостатком — она отличалась неэкономичностью из-за большого количества каналов в устройстве и практически несовместимостью с грампластинкой, основным носителем звуковой информации того времени.

Еще в 1950-х гг. для получения панорамного звучания, или «эффекта зала», использовались системы трехмерного воспроизведения 3D и Raumton. Звук передавался монофонически, а встроенные или выносные громкоговорители излучали звук вбок и вверх, создавая впечатление большого пространства.
С появлением цифровых носителей информации конструкторы вновь заинтересовались системами объемного звучания. Уровень шумов в таких системах звуковоспроизведения мал, а динамический диапазон системы не ухудшает даже аналоговая обработка сигнала. Это привело к разработке звуковых цифровых процессоров, таких, как Digital Sound Processor. Процессоры объемного звучания активно применяются в автомобильных аудиосистемах, позволяющих даже в автомобиле создавать эффект панорамного звучания.