Выдающиеся негодяи редко обделены талантами. Более того, часто их способности оказываются необычайно развитыми сразу по нескольким направлениям. Собственно, главным умением, влияющим на ход карьеры, для большинства авантюристов может оказаться артистизм. По своей простоте большинство подчиненных любят, когда у их предводителя наличествует внешняя помпа. Блеск – вот, что нужно королевским дворам и самозванцам с одинаковой обязательностью. Отсюда золотая фольга в избушке Пугачева и обязательный пурпур в одежде цезарей. Во власти, как и в сервировке стола, важна подача.

В 1308 году в Урслингене в семье весьма знатного герцога родился мальчик, ставший одним из самых знаменитых кондотьеров Италии. Звали его Вернер фон Урслинген. Интересно, что так до сих пор и не ясно, был ли Вернер законнорожденным. Но даже если бы он не числился бастардом, пользоваться титулом отца ему не полагалось – он не был старшим сыном. Хотя образование получил вполне себе достойное дворянина, то есть научили воевать уже с пеленок.

Из-за сложной финансовой обстановки повзрослевший Вернер фон Урслинген решил податься в кондотьеры – в ту пору весьма достойная профессия, дававшая неплохой барыш. Любопытно, что наемник придумал неплохую челночную схему: воевать ездил в Италию, а отдыхать и зализывать раны предпочитал дома, в Германии. В родной Швабии тоже можно было бы поискать заработка, но на полуострове лучше платили.

Псы войны: поддельный герцог и его Великая компания
Тяжеловооруженные всадники-наемники в первой половине XIV века, Италия. Иллюстратор: Gerry Embleton

Понимая, что реклама есть двигатель торговли (возможно, в иных выражениях и на латыни, но суть была схвачена верно) и без громкого представительского шума новичку на рынке кондотьеров хороших контрактов не светит, фон Урслинген провозгласил себя герцогом. Для пущей убедительности еще и подыскал себе дядюшку среди другого – уже итальянского, а не немецкого, – герцогского дома Сполето. Усилия пришлись к месту.

В 1338 он выступает за Венецианскую республику – это уже Высшая Кондотьерская Лига. Та как раз что-то делила с Вероной. После окончания разборок переходит к веронцам, которые уже направили усилия против Милана. Повоевав там, уходит в 1342 в Пизу. И там уже водит войска против Флоренции.

Решив, что одиночке платят меньше, чем человеку со связями и собственным войском, Вернер фон Урслинген организует собственную контору, больше известную как "Великая компания". Собственно, на тот момент компания еще не считалась уж очень великой, да и состояла она из всякого сброда, охочего до денег и приключений.

Довольно быстро Вернер сколачивает из своих подчиненных серьезную боевую единицу. Во-первых, она составлялась на правах равных паев. Почти как пиратский экипаж на страницах будущих романов. То есть все бойцы получали равную долю – при условии храброй драки. Кондотьер не был жадным и охотно давал подзаработать своим подчиненным. Во-вторых, дисциплина стояла железная, причем во многом она держалась на авторитете самого герцога. Любопытно, что в более позднее время самые разные кондотьеры пытались слепить что-то, отдаленно напоминающее Великую компанию, но это так ни у кого по-настоящему и не вышло – даже с введением самых драконовых методов по поддержанию порядка. Ну и в-третьих, почти все участники этого армейского "кооператива" имели неплохое вооружение – объединение состояло практически сплошь из тяжеловооруженных всадников. Таким образом, они прекрасно работали даже против рыцарской конницы – а соперника более грозного поля сражений и не знали. На пике славы и могущества численность Великой компании доходила до 6000 человек. Так что этот отряд наемников уже являлся приличной армией.

Псы войны: поддельный герцог и его Великая компания
Иллюстратор: Zvonimir Grbasic

С этим отрядом Вернер при финансировании правителей Романьи тягается с Папской областью, захватывая только силами своего отряда целые города. Но потом один из работодателей подкупает его и переориентирует на борьбу со своим сыном – чтобы как-то упорядочить старые родственные терки за феод. В процессе его перекупает Болонья, чтобы он попортил кровь Модене. Вот только осмотревшись, кондотьер переходит на сторону Модены. И тут немного увлекается – разоряет ряд городов, что сильно обижает коренных итальянцев. Они быстренько сколачивают временный союз и дают кондотьеру трепку. Тот удаляется в Германию – у него творческий отпуск.

Через три года денежка на кармане заканчивается, и Герцог в 1347 опять отправляется в Италию. Теперь он настроен против Неаполя, а финансирует кампанию король Венгрии и Польши. Он побеждает принца Луи и берет Неаполь, но тут некстати попадает в гущу семейных дрязг – его арестовывают как подозреваемого в заговоре Джоанны против собственного мужа – того самого побежденного Луи. Вернера за недостатком улик освобождают, но отряд наемников редеет вдвое – теперь у него 3000 человек.

Из-за недостатка сил кондотьер не ввязывается в генеральные междоусобицы и выбирает конфликты поскромнее. Но в рядах его компании начинается чума, так что ему пришлось снова поехать на отдых в Германию.

Псы войны: поддельный герцог и его Великая компания
Иллюстратор: Giuseppe Rava

Оправившись от напастей, кондотьер идет на службу уже под знамена Папской области, для которой успешно отвоевывает пару-тройку областей у многочисленных итальянских городских союзов. Но что-то не заладилось с оплатой, так что вскоре фон Урслинген переходит в лагерь Джоанны (в совместном заговоре с которой против ее мужа его обвиняли) и помогает ей вернуть Неаполь, который сам же до того и захватил.

До 1351 года оставался без работы (войны не было с нормальными расценками), но потом быстренько по полгода примерно служит попеременно Милану и Ремини. Оставив службу, снова отправляется домой в Швабию для небольшого отдыха. Где внезапно умирает в собственной постели в 1354 году.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Возможно, не зря поздние драматурги и писатели так любили переносить действие в Италию времен кондотьеров. На Апеннинском сапоге сплетались такие паучьи клубки взаимной ненависти и страсти, что распутать их мог только сам Господь Бог. Но не распутывал – не хотел терять время. Поэтому если кто-то из авторов что-то и путал в сюжете с датировкой или фактологией, никто из зрителей на это не обращал внимания – рано или поздно калейдоскоп все равно поворачивался, и пьеса принимала более-менее правдивый вид.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.