Рабочее оборудование одноковшового погрузчика показано на рис. 4.2.6. Помимо основного ковша погрузчик снабжают другим сменным оборудованием, например бульдозерным отвалом и др.
Ковш. Главным элементом рабочего оборудования является ковш. Он представляет собой емкость с плоским днишем и закругленной задней стенкой.
Боковые стенки имеют скосы, а передняя часть днища оснашена режущей кромкой. Для работы в тяжелых условиях ковш снабжают зубьями. Его вместимость и грузоподъемность являются основной характеристикой всего погрузчика.
Для работы в разных условиях погрузчики целесообразно снабжать сменными ковшами. При универсальном использовании погрузчика чрезвычайно эффективен челюстной ковш, передняя часть которого, поднимаясь при повороте вокруг шарнира гидроцилиндрами, превращает ковш в отвал бульдозера, ковш скрепера, рабочий орган грейдера.
Конструктивная схема погрузчика на гусеничном ходу с челюстным ковшом представлена на рис. 4.2.7.
Погрузчик с челюстным ковшом может выполнять: бульдозерные работы (челюсть поднята и участия в работе не принимает), резание породы и наполнение отвала (челюсть находится в среднем положении и препятствует высыпанию породы); отделение породы ножом отвала бульдозера; зачерпывание породы из кучи (челюсть поднята, отвал наклонен, режущие кромки отвала и задней стороны челюсти внедряют в породу, смыкают, наполняют породой); транспортирование породы на небольшие расстояния и подъем ее для разгрузки в штабель; разгрузку породы в автотранспорт. Погрузчик-бульдозер может иметь также сменный ковш для боковой разгрузки.
Применяют три способа набора материала в ковш: экскавационный, раздельный, совмещенный.
При экскавационном способе (послойном) ковш внедряют в материал, а затем заполняют грунтом при поступательном движении погрузчика. Такой способ применяют при разработке гравийно-песчаных материалов, он аналогичен образованию призмы волочения бульдозера или заполнению ковша скрепера.
При раздельном способе ковш внедряют в материал на глубину врезания, которая, как правило, больше длины ковша.
Внедрение ковша продолжают до полного буксования машины, затем ковш поворачивают на угол а в сторону машины («на себя») до упора. После этого ковш поднимают с одновременным отъездом машины от штабеля и породу разгружают. При таком способе требуется большая сила для внедрения ковша в материал, а также в начальный момент поворота ковша.
Совмещенный способ погрузки заключается в том, что ковш внедряют в штабель материала на величину, равную приблизительно 0,3 длины ковша, после чего поворачивают; одновременно продолжают перемещение погрузчика в прежнем направлении и подъем ковша. Движения, сообщаемые ковшу, должны быть такими, чтобы траектория режущей кромки была все время параллельна образующей штабеля, т.е. чтобы сохранялась постоянная толщина снимаемого слоя материала.
В связи с тем что управлять машиной при раздельном способе погрузки проще, чем при совмещенном, раздельный способ рекомендуют для погрузки легких сыпучих материалов. При совмещенном способе сила внедрения ковша в 2—3 раза меньше, чем при раздельном, что объясняют значительным снижением сил трения материала о нижнюю поверхность днища ковша и развалом (подвижностью) сыпучей массы.