Органы перемещения горных машин

Наиболее широкое распространение в горных машинах получили органы перемещения: с гибким тяговым органом (цепью, канатом); бесцепные системы перемещения; распорно-шагающий ход; гусеничный ход.

Органы перемещения с гибким тяговым органом выполняют со встроенным приводом и с вынесенным (за пределы рабочей зоны) (рис. 6.1.28).

Органы перемещения горных машин

В качестве гибкого тягового органа используют либо канат, либо круглозвенную калиброванную цепь.

Канатные тяговые органы применяют в основном только для перемещения комбайнов при работе на крутых пластах с помощью лебедок СП К (система подачи комбайновая). В роли тягового органа в них выступают канаты ЛК-Р (ГОСТ 2688-80) диаметром 22...31,5    мм. На пологих пластах канатную подачу применяют только во встроенном механизме подачи комбайна «Кировец».

Наибольшее распространение для перемещения комбайнов получили высокопрочные сварные круглозвенные цепи, изготовляемые по ОСТ 12.44.013-75 «Цепи круглозвенные высокопрочные для горных машин». Цепи выпускают четырех классов (А1 В1 С и D) и двух степеней точности калибром 14...32 мм. Основные геометрические параметры цепей, мм: d — калибр цепи; t — шаг звена цепи; В — наружная ширина; b — внутренняя ширина; / — контрольная длина отрезка; Т — шаг цепи.

В системах подачи очистных комбайнов используют цепи классов прочности D. Материал цепи — сталь марок 30ХГМА и 25ХГНМА. Соединительные звенья изготовляют из стали марки 40ХНМА. Разрушающая нагрузка для цепей калибров 18 и 24 мм класса D составляет соответственно 480 и 860 кН.

Широкое применение находят бесцепные цевочно-реечные системы подачи [2]. Для современных комбайнов выпускают два типа цевочных реек: ЗБСП и 2У КП К (рис. 6.1.29,а).

Рейка ЗБСП состоит из правого 5 и левого 6 бортов, между которыми вварены цевки /. В бортах имеются продольные пазы, в которые входят оси 2, соединяющие рейку с кронштейном 3, закрепленным на завальном борту конвейера. Конфигурация оси 2 обеспечивает возможность некоторого поворота рейки в поперечном направлении при наклонах комбайна на забой. Соединение секций цевочных реек между собой осуществляется соединительными звеньями

4.    Эта конструкция обеспечивает постоянство шага зацепления на стыках реек с допуском ± 2 мм.

Реечный став 2УКПК (рис. 6.1.29, б), предназначенный для тяжелых комбайнов типоразмеров ПУ20, ПУ25, состоит из собственно рейки 4 и направляющей трубы /. Труба крепится кронштейнами 3 к завальному борту конвейера. В концы труб входит ось 2 соединительных звеньев, причем сами звенья сидят на осях свободно и имеют возможность поворачиваться вокруг них на определенный угол и перемещаться в осевом направлении. Цевочные рейки подвешиваются к соединительным звеньям.

Органы перемещения горных машин

Гусеничное (рис. 6.1.30) или распорно-шагающее (рис. 6.1.31) оборудование применяют на проходческих комбайнах. Недостатком данных видов оборудования является зависимость силы подачи от массы комбайна (для гусеничного оборудования) или от несущей способности вмещающих пород (распорно-шагаюшее оборудование).

Схемы для расчета сил подачи для распорно-шагающего органов перемещения приведены на рис. 6.1.32. Сила подачи, которую должен развивать гусеничный механизм перемещения,

Fn = R0 + RH + RK, где R0 — осевая реакция при забуривании коронки; RH — реакция на носке погрузочного органа; RK — сила на крюке от перегружателя.

Органы перемещения горных машинОрганы перемещения горных машин

Органы перемещения горных машин