Несмотря на открытость источников, до сих пор можно встретить вопрос отличий БМП от БТР. Если вкратце, то первоочередная цель БТР – доставка бойцов. Исходя из этого, вооружение этих машин создаётся по остаточному принципу – в 1960-х «стандартом» оставался единственный пулемёт. В БМП акцент смещён в сторону вооружённости, незначительно снижающей вместимость машины. Сегодня мы поговорим о машине, считающейся прародителем класса БМП.

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

Немецкое видение

После ВМВ каждая страна-участница сделала свой вывод, отражавшейся в бронетехнике, и доктрине её применения. Так, в СССР и США бронетранспортёры рассматривались исключительно в роли «защищённого такси», что противоречило немецким воззрениям. Основываясь на опыте панцергренадёрских дивизий, военные бундесвера считали, что машина должна не только доставлять бойцов, но и поддерживать их на поле боя.

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

В 1957 году немецкие желания воплотили испанцы из Hispano-Suiza, предложившие на рассмотрение свой проект. БМП HS.30 представляла собой машину с низким профилем (высота - 1,85 метра), вмещавшую пять пехотинцев, которые использовали для десантирования двустворчатый люк в крыше корпуса. Экипаж состоял из трёх человек: механика-водителя, расположенного слева, наводчика в правой части, и командира. Четыре пехотинца находились в средней части – за двигателем, а пятый сидел за водителем – у турели с 7,62-мм пулемётом MG-3.

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

В небольшой башенке справа располагалась 20-мм автопушка Hispano-Suiza L\86 HS 820. Боекомплект из 2000 снарядов включал два типа бронебойных, и осколочный снаряд. Это позволяло бороться с лёгкой бронетехникой и вертолётами противника. Согласно немецкой доктрине, это позволяло танкам всецело сконцентрироваться на борьбе с себе подобными. Единственным инструментом наводчика был перископический прицел 15х15, водитель для наблюдения использовал три перископических наблюдательных прибора. С автопушкой был спарен ещё один пулемёт MG-3, завершающий арсенал HS.30. Впоследствии машины дооснащали восемью дымовыми гранатомётами.

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

Помимо вооружения, HS.30 отличалась внушительной, для своего класса, защищённостью – лобовая броня состояла из двух листов толщиной в 30 мм, расположенных под углом в 45 градусов. Это защищало от огня аналогичных 20-мм автопушек на эффективных дистанциях боя. От амбразур в корпусе отказались из-за тесного десантного отсека – для стрельбы из личного оружия десантникам приходилось открывать люки. Тем не менее, машина не могла плавать, а корпус не обеспечивал защиты от ОМП. И если последнее было проблемой, то отсутствие плавучести не расстроило немцев – машины предполагалось использовать за танками, которые также не плавали.

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

В корме БМП поперечно располагался рядный 8-цилиндровый мотор Rolls-Royce B81 Mk. 80F, мощностью в 220 сил. Это обеспечивало 14,6-тонной БМП пристойную динамику, и максимальную скорость в 58 км\ч. Правда, возимого топлива хватало всего на 270 км пробега – что тоже было не проблемой. К тому моменту на вооружении бундесвера находились американские танки M47, опустошавшие баки уже на 130 километрах.

Скандал и недолгая служба

В 1960 году немецкие военные заключили контракт с испанцами на поставку 10000 машин. Что примечательно, до подписания контракта БМП не испытывали в Германии, а все согласования происходили дистанционно. Машину приняли на вооружение под названием Schützenpanzer Lang 12-3, что буквально означало «боевая машина длинная». Последнее слово добавили позже – когда на вооружение приняли БМП Schützenpanzer Kurz 11-2. Считается, что это реверанс прошлому, когда в вермахте делили на «длинный-короткий» бронетранспортёры Sd.Kfz 250 и Sd.Kfz. 251.

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП
Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

Помимо предприятий Hispano-Suiza, лицензионное производство БМП, и её компонентов наладили на заводах Henchel и Rheinmetall. Кроме «стандартной» версии, для нужд бундесвера выпускалась командно-штабная версия FüFu, истребитель танков LGS M40A1 со 106-мм безоткатной пушкой, самоходный миномёт Panzermörser, и машина артиллерийских наблюдателей. Также шасси HS.30 стало основой для создания ракетного танка Raketenjagdpanzer 1, оснащённого французским ПТРК SS.11.

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП
Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП
Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

Первые поставленные машины «отличились» низким качеством сборки, и конструктивными недочётами – разрушался резиновый бандаж катков, нестабильно работали тормоза и рулевое управление, отказывала система охлаждения. Более того, британский двигатель обладал хорошим «аппетитом», что не позволяло дотянуть даже до заявленных параметров запаса хода. Из-за этого первоначальный заказ сократили до 2176 машин.

Нарекания на инновационную машину привлекли внимание немецких журналистов, выяснивших условия контракта. Так, первоначальный заказ в 10 тысяч БМП значительно превышал потребности бундесвера, а недостатки машины «не заметили» неспроста. Как оказалось, чиновники, отвечавшие за закупки, получили «откат» в 2,3 млн. немецких марок, а партии «Христианско-демократический союз Германии» досталось пожертвование в размере 50 млн. марок. Это объясняло завышенную стоимость БМП для немецкого бюджета – 238 тысяч марок за единицу ($57 000 по курсу 1960 года). Для сравнения, плавающий БТР M113 в 1971 году стоил $30 тысяч. Всё это привело к созыву специальной парламентской комиссии, а само разбирательство вошло в немецкую историю как «HS-30 Skandal».

Schützenpanzer Lang HS.30 – История создания первой в мире БМП

Итоги

Spz 12-3 поступили на вооружение «Дивизии 59», где поначалу исправных машин едва хватало на батальон. Из-за этого панцергренадёры проходили подготовку на муляжах БМП, основанных на шасси грузовика Unimog S-404. Несмотря на это, производство продолжалось до 1971 года, когда многострадальную машину сменила БМП Marder 1. В 1974 году HS.30 начали постепенно заменять новинкой. 20 БМП передали в Перу, а остальные машины завершали свой путь в качестве мишеней на полигонах. Так не самая удачная машина за недолгое время успела породить новый класс бронетехники, и повлиять на состав немецкого парламента.