Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник, академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.
Сын вологодского крестьянина-бедняка, он рано начал свой трудовой путь: был рабочим-строителем, чернорабочим на аэродроме — занимался расчисткой и выравниванием летного поля. Тогда и произошло его первое знакомство с авиацией. Уже тогда его характерными чертами были исключительная энергия, стремление к знаниям. Он самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему после призыва в армию стать авиамехаником.
Но С. В. Ильюшин мечтал летать. В 1917 г. он успешно сдал экзамен на звание пилота. Началась гражданская война, и Ильюшин едет на фронт. Авиамеханик, военком, начальник авиаремонтного поезда — таков его путь в Красной Армии.
Когда война закончилась, его направляют на учебу в Московский институт инженеров Красного воздушного флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Ильюшин не только успешно учился, но и строил учебные планеры. В 1926 г. он окончил академию. В 1931 г. С. В. Ильюшин .создал и возглавил одно из конструкторских бюро (КБ).
В 1933 г. коллектив КБ Ильюшина начал разрабатывать двухмоторный самолет, на котором летчик-испытатель В. К. Коккинаки устанавливает ряд рекордов высоты с различными грузами. В 1938—1939 гг. на самолетах Ильюшина совершены беспосадочные перелеты Москва — Владивосток, Москва — Северная Америка.
Самолеты Ильюшина прославились в годы Великой Отечественной войны. Уже в самом начале войны, в ночь на 8 августа 1941 г. группа дальних бомбардировщиков Ил-4, пролетев сотни километров над территорией, оккупированной врагом, в глубоком его тылу совершила налеты на военные объекты Берлина. Штурмовик Ил-2 наши солдаты называли «летающим танком», а фашисты — «черной смертью». Вот как отозвался об этой машине летчик-космонавт Г. Т. Береговой, воевавший на штурмовике: «В Ил-2, как самолете поля боя, конструктивно очень удачно найдено сочетание скорости, маневра, брони и огня. Его удары по врагу были неожиданными и сокрушительными».
В 1944 г. коллектив конструкторского бюро Ильюшина приступает к созданию принципиально новой авиационной техники — реактивной. Большой вклад внесли Ильюшин и возглавляемый им коллектив в развитие гражданской авиации. Самолеты Ил-12, производство которого началось на следующий год после окончания войны, и Ил-14 позволили резко увеличить пассажирские перевозки.
В июле 1957 г. совершил свой первый рейс пассажирский самолет Ил-18 — надежная машина легкой конструкции, для создания которой необходимо было решить ряд сложных проблем. А в современном межконтинентальном лайнере Ил-62 воплощены лучшие технические достижения нашей и мировой современной авиационной промышленности.