В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года затонул самый большой на тот момент океанский лайнер «Титаник». Пароход столкнулся с ледяной глыбой и получил серьёзные повреждения.

На борту находилось более 1000 пассажиров, около 200 из них занимали каюты первого класса. Каждый из пассажиров имел внушительный багаж, а наиболее обеспеченные путешественники перевозили настоящие ценности и антиквариат, которые были утрачены навсегда.

Сокровища искусства, исчезнувшие вместе с «Титаником»
Спасательная шлюпка с пассажирами «Титаника»

RMS «Titanic»

Хотя «Титаник» прежде всего был пассажирским лайнером, на его борту находилось значительное количество груза, поскольку он являлся Королевским почтовым судном (RMS «Titanic» (Royal Mail Ship) — аббревиатура, принятая в Великобритании для обозначения судов, заключивших договор с Британской королевской почтой).

Помимо нескольких десятков тонн продовольствия, «Титаник» перевозил множество других ценных товаров — книги, мебель, стройматериалы. На лайнер погрузили и более дорогостоящий багаж — наполовину разобранный автомобиль, меха, ювелирные украшения, золотые монеты, принадлежащие пассажирам первого класса, а также некоторые произведения искусства. Самыми ценными из них были древние египетские фигурки, экземпляр «Рубайята» Омара Хайяма и картина Мерри-Жозефа Блонделя.

Сокровища искусства, исчезнувшие вместе с «Титаником»
Грузы, предназначенные для отправки на «Титанике»

Слухи о мумии

Сразу после того, как «Титаник» затонул, пошли слухи о том, что на корабле была древняя египетская мумия, якобы перевозимая одним из пассажиров — журналистом Уильямом Стэдом. В списке грузов никакой мумии не значилось, а слухи основывались только на показаниях попутчиков журналиста.

Однако некоторые египетские артефакты всё же находились на борту лайнера — несколько ящиков в грузовом отсеке занимали древнеегипетские статуэтки, которые должны были выставляться в художественной галерее города Денвер. После случившегося эти фигурки пропали.

Сокровища искусства, исчезнувшие вместе с «Титаником»
Египетские фигурки ушебти

«Рубайят» и «Купающаяся черкешенка»

Ещё одно сокровище, исчезнувшее вместе с «Титаником» — старинное издание «Рубайята» Омара Хайяма. Переплёт книги украшали драгоценные камни, а стоимость фолианта составляла около 50 тысяч долларов США в современном эквиваленте.

Но самым ценным предметом искусства, перевозимым лайнером, стала картина «Купающаяся черкешенка» или просто «Купальщица».

Полотно, написанное французским художником-неоклассицистом Мэрри-Жозефом Блонделем, впервые демонстрировалось на Парижском салоне в ноябре 1814 года, где было благосклонно встречено критиками. Жюри отметило кропотливую прорисовку деталей, гармоничную цветовую гамму, оригинальный сюжет.

Сокровища искусства, исчезнувшие вместе с «Титаником»
Дж. Паркер. Копия «Купающейся черкешенки» Мерри-Жозефа Блонделя

Несколько десятилетий спустя картина попала в руки шведского бизнесмена Маурица Хокана Бьёрнстрема-Штеффансона.

Афера бизнесмена

В апреле 1912 года Штеффансон купил билет первого класса и сел на «Титаник» в Саутгемптоне. Среди многочисленного багажа бизнесмена была принадлежащая ему картина Блонделя.

Когда судно столкнулось с айсбергом и началась паника, Штеффансон, по его словам, помогал сажать в шлюпки женщин и детей и только после того, как лайнер почти ушёл под воду, сел в последнюю спасательную шлюпку. Шведский бизнесмен выжил в катастрофе, а спустя несколько месяцев после случившегося начал громкий судебный процесс против компании «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно.

Штеффансон утверждал, что перевозил несколько ценнейших картин (в том числе и «Купающуюся черкешенку») и потребовал крупную денежную компенсацию.

Сокровища искусства, исчезнувшие вместе с «Титаником»
Репродукция картины из французского альманаха живописи. Копия «Купающейся черкешенки»

Показания бизнесмена были противоречивы: он не смог точно перечислить все принадлежащие ему произведения искусства, а что касается картины Блонделя, неверно назвал её размеры. Бизнесмен сообщил, что длина и ширина полотна составляли примерно 4х8 футов (около 1,2х2,4 метров), тогда как на самом деле ни одна работа французского мастера не соответствовала заявленным параметрам. Дело в том, что в XIX веке во Франции существовали стандарты размеров для полотен, написанных маслом, которые были навязаны художникам поставщиками холста. Блондель, как и остальные живописцы того времени, строго придерживался этих стандартов.

Позднее Штеффансон изменил суть претензий — он больше не требовал компенсации стоимости нескольких полотен, но настаивал на возмещении убытков в связи с утратой «Купающейся черкешенки». Его требования были удовлетворены: «Уайт Стар Лайн» выплатила шведу около 100 тысяч долларов (2,5 миллиона долларов в современном эквиваленте).

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:
Почему затонул «Титаник»? 4 самых правдоподобных версии
Почему затонул «Титаник»? 4 самых фантастических версии