Так называются в нашей стране внешкольные детские учреждения, которые ведут работу с пионерами и школьниками в области техники, учат ребят техническому творчеству, помогают им выбрать профессию.
Обычно на станции юных техников (СЮТ) начинают заниматься с VI класса. Но на многих станциях работают еще и кружки для самых младших —«Начальное техническое моделирование». Именно с них начинается техническое творчество младших школьников, которые впервые приходят на СЮТ. И скоро оказывается, что в мире техники есть очень много интересных дел, которые по плечу и первокласснику. Конечно, совсем не просто научиться держать в руках молоток или напильник, рубанок или паяльник. Но и не так уж сложно. Незаметно летит время — и всего через несколько недель вчерашний новичок с гордостью демонстрирует ребятам сделанный им маленький автомобиль из бумаги или фанеры с настоящим резиновым двигателем. А другой покажет крохотную парусную яхту, третий — летающие или настольные модели самолетов. Еще несколько занятий — и руководитель предлагает устроить первые соревнования. И как бы ни назывались они — «пионерские автогонки», «пионерская регата» или по-другому, это будут настоящие соревнования с судейской коллегией, с победителями и призами. Так будущие конструкторы, инженеры, рабочие-новаторы делают первый шаг в увлекательный и сложный мир техники.
Те, кто постарше, выбирают кружки посложнее. Набор этих кружков на разных СЮТ не одинаков, но почти везде ребята под руководством опытных преподавателей могут заниматься различными видами моделизма: автомоделизмом, авиамоделизмом, судомоделизмом, ракетно-космическим моделизмом и железнодорожным моделизмом. Есть здесь и радиотехнические кружки. Во многих СЮТ ребята осваивают фотодело и основы дизайна — художественного конструирования. А самые старшие конструируют и строят настоящие машины — главным образом транспортную технику: карты, багги, микроавтомобили и катера. В последние годы все большее развитие получают кружки, в которых ребята занимаются конструированием электронно-вычислительной техники, собирают персональные компьютеры, применяя на деле полученные в школе знания об основах информатики.
Нет области техники, которой не интересовались бы школьники, а значит, и кружков и лабораторий на СЮТ открывается все больше и больше. Например, на Омской областной СЮТ самым популярным у ребят считается кружок сельскохозяйственного конструирования. Здесь ведутся разработки на таком серьезном уровне, что некоторые из ребят были удостоены авторских свидетельств. Внедрены в промышленное производство конструкции и приспособления, созданные ребятами Горько-ской областной СЮТ.
Лучшие работы юных техников регулярно демонстрируются на Центральной выставке научно-технического творчества молодежи. Многие изделия ребят завоевывают награды Выставки достижений народного хозяйства , их показывают на зарубежных выставках, рассказывающих о достижениях нашей страны. И глядя на эти замечательные машины и приборы, трудно поверить, что сделали их 12—14-летние школьники.
История СЮТ в нашей стране начинается с 1926 г., когда в Москве по инициативе Центрального Комитета комсомола в Краснопресненском районе была создана первая такая станция. Делали тогда несложные столярные поделки, наглядные пособия для школы, мебель для детских садов. Потом стали строить первые детекторные приемники, модели планеров.
В стране работают более 1000 СЮТ. Они подразделяются на центральные, республиканские, краевые, областные, городские и районные. Все они находятся в ведении Министерства просвещения и органов народного образования союзных республик. Вместе с клубами юных техников, техническими кружками во Дворцах и Домах пионеров, в школах, учебно-производственных комбинатах, СПТУ, ДЭЗах они входят в создаваемую в стране единую общественно-государственную систему технического творчества. Внешкольные учреждения есть во всех городах и многих сельских районах, но СЮТ остаются главным методическим звеном по развитию детского технического творчества и профессиональной ориентации учащихся.